Инна Капланова
Развитие мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование мыслительных операций в дошкольный период является важным компонентом в развитии ребенка. Возрастные особенности развития мышления :
у детей 2-3 лет : наглядно-действенное мышление;
у детей 3-4 лет : переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению ( переход от действий с предметами к действию с образами: предметы-заместители, картинки);
у детей 4-5 лет : наглядно-образное;
Темочки:
у детей 5-6 лет : наглядно-образное, начало формирования логического мышления;
у детей 6-7 лет : наглядно-образное, формируется логическое мышление, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Игры на развитие мышления. Для детей 6-7 лет.
1. Игра «4-лишний».
Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;
Сосиски – печенье – тарелка – сыр;
Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;
Кепка – шапка – шляпа – тапочки;
Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;
Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;
Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;
Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;
Синичка – индюк –гусь –петух;
Пенал – тетрадь – карандаш – юла;
Сом – щука – жук – окунь;
Куртка – полотенце – платье – костюм.
2. «Сравнение предметов»
1. муха и бабочка
2. дом и избушка
3. стол и стулья
4. книга и тетрадь
5. вода и молоко
6. топор и молоток
7. город и деревня
3. Упражнение «Смысловые ряды»
-детям предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.
Волк – заяц, кошка - …
Быстро – быстрее, медленно - …
Лиса – лисенок, волк -…
Белка – орешки, медведь - …
Человек – дом, крот - …
Лес – деревья, поляна - …
Пальто – зима, шорты - …
Море – вода, суша - …
Вода – кран, свет - …
Учитель – школа, воспитатель - …
4. «Вопрос -ответ».
Чем похожи стул и табуретка?
Какие слова начинаются с буквы В?
Какие вежливые слова вы знаете?
Как вы думаете чему учат в школе?
Какой день следует за вторником?
На какой свет светофора надо переходить улицу?
Чем отличается бабочка от стрекозы?
У коровы телёнок, а у лошади…
Назовите детёныша у овцы?
Какое слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье?
Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.
Что бывает на улице после дождя? (лужи, радуга)
Какой день надели последний?
Что делают из муки?
Кто работает в магазине?
Мышь маленькая, а муравей…
Певец поёт, а балерина…
Где работает клоун?
Молодцы мальчик уже почти добрался до дома.
5. «Скажи мне наоборот».
«Я буду говорить слово, а ты тоже с. кажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.»
Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т. д.