Юлия Малкина
Развитие мышления и речи через игровую деятельность у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
О пользе развития мелкой моторики знают все. Слова В. А. Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» поддерживают и врачи, и логопеды. Малыш плохо говорит? Собирайте пазлы, шнуровки, пирамидки! Но как связаны мелкая моторика и речь? Действительно ли развитие тонких движений рук — это та самая магическая кнопка, при нажатии на которую у ребенка автоматически развивается не только речь, но и мышление?
Публикация «Развитие мышления и речи через игровую деятельность у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На практике же мы очень часто видим обратное. Есть дети, которые не могут сами завязать шнурки, прекрасно говорят. И дети, которые великолепно управляются и с ложкой, и с пазлами, и с любой застежкой — а при этом их речь малопонятна для окружающих и сильно отстает от сверстников.
На самом деле на развитие речи ребенка крайне положительно влияет моторное планирование. Что это такое?
Моторное планирование — это умение выстроить логику действия. Например, Вам нужно выучить новый танец. Сперва Вы будете думать куда ставить ногу, как повернуться и т. д. Это и есть этап моторного планирования. Когда Вы перестанете задумываться о порядке действий, это значит, что они перешли на уровень двигательных навыков.
Произношение звуков требует сложного моторного планирования у малышей, которые учатся говорить, и у детей с речевыми трудностями.
Тренировка моторного планирования крупных (ноги, руки, голова, тело) и мелких (пальцы) движений действительно помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков.
Чтобы был эффект…
Получается, не так важно, чем заниматься — мелкой моторикой или крупной, а важно — как. Важно, чтобы действия были непривычны для ребенка.
Если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребенка.
Поэтому для речевого развития детей имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковые игры и занятия, а также другие развивающие материалы, требующие от детей осознанного моторного планирования.
Особенно эффективно выполнение непривычных действий по сигналу.
Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики и речи такой – если у малыша движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, красиво, четко. И идем дальше к освоению новых движений.
Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).
Что включает развитие моторного планирования у детей до 3-х лет? :
1. Хватательные движения:
Захватывание предмета разной формы всей ладонью одной рукой или двумя руками (погремушки, кубика, мяча и т. д., для чего необходимо учесть его форму, величину, расположение, детали.
Захватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальчиками)
Захватывание предмета двумя пальчиками – указательным и большим (пинцетный захват).
2. Развитие соотносящих действий
Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, сортеры, пирамидки, матрешки и другие подобные игрушки).
3. Развитие движений пальчиков рук – выполнение разнообразных фигур и движений пальчиками
Сначала эти движения неуклюжие, с ошибками, а со временем становятся всё более тонкими и четкими. Важно также умение подражать тем движениям, которые показывает взрослый.
Также развивают моторное планирование у маленького ребенка, самостоятельное одевание и раздевание, то же самое с куклами (укачать, пожалеть, полечить, накормить, помыть)
Ребенку необходимо научиться продевать шнурки сквозь пуговицы, лепить из пластилина, закручивать крышки на бутылочки, надо только стремиться загружать пальчики малыша большим количеством точных движений.
Навык моторного планирования необходим не только в работе с мелкой моторикой.
Известно, что все логопеды используют в работе артикуляционную гимнастику – очень эффективный и полезный способ развития мышц артикуляционного аппарата, в более младшем возрасте используется навык звукоподражания. Звукоподражательные упражнения с детьми до четырех лет способствуют развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания, дают возможность совершенствовать звукопроизношение малыша.