ирина луговая
Развитие музыкальных способностей в процессе учебно-исполнительской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Мелодический слух.
Гармонический слух.
Тембродинамический слух.
Полифонический слух.
Одна из характерных тенденций музыкальной педагогики XX века – это привлечение внимания к формированию музыкального слуха, т. к. музыкальный слух является основой музыкального воспитания.
Публикация «Развитие музыкальных способностей в процессе учебно-исполнительской деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2020
Музыкальный слух, как и любая другая способность – довольно сложное образование, в нем взаимодействуют природные качества обучающегося и общественный компонент, знания, выработанные обществом и способы действия.
Эта способность эффективно развивается и проявляется в той деятельности, которая требует ее участия и в которой необходимы соответствующие знания, навыки и умения. Специальные способности, к которым относится музыкальный слух, должны рассматриваться как часть целого, не отрываясь от других качеств личности.
У каждого человека существуют свои внутренние условия функционирования способностей, которые должны учитываться в работе и изучаться.
Музыкальный слух обладает сложной структурой, включает в себя множество компонентов, которые направлены на восприятие различных сторон музыки (звуковысотность, ритм, динамика, тембр). Ударная природа фортепиано заставляет использовать избирательные способности слуха и создавать иллюзию пения на рояле, слитности мелодии.
Следует отметить тот факт, что фортепиано – инструмент многоголосный, что создает уникальные условия для воспитания способности слуховой дифференциации и эффективного развития полифонического слуха.
Понятие мелодического слуха часто сводят к чистоте интонирования, точности восприятия и воспроизведения звуковысотных отношений. Главным условием хороших результатов при работе над музыкальной интонацией как над словами-понятиями в речи является то, что мелодический рисунок и его интервалы должны быть «пережиты» пианистом. Другой стороной работы над мелодическим слухом является развитие «горизонтального слуха» - восприятие и воспроизведение мелодического целого.
Гармонический слух проявляется в отношении к созвучиям, комплексам звуков разной высоты в их одновременном сочетании, к закономерным связям созвучий. Формирование и развитие гармонического слуха должно строиться на восприятии самого характера звучания вертикали и способности слышать ладовые функции аккордов. Для этого необходимо постоянное обогащение слухового опыта, ознакомление с новой музыкой, расширение музыкальных знаний и стимулирование музыкальных интересов.
Природа тембродинамического слуха художественно-эстетического порядка, такой слух является одной из высших форм музыкального слуха. Он связан с работой внутреннеслуховых представлений и дифференцированного слышания музыкальной ткани. Тембродинамический слух требует от музыканта тонкой нюансировки, разного туше, подходящего выбора красок и владения секретами исполнительской «звукописи».
Полифонический слух достаточно редко рассматривается в психолого-педагогических разработках проблем музыкального развития. Полифонический слух необходим не только при исполнении полифонических жанров и форм: глубокое проникновение стилей и большая роль в нем полифонической логики музыкальной речи предопределяет усвоение полифоничности как одного из главных свойств многоголосия.