Ирина Суфьянова
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека и его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает воздействие на общее развитие. Также ученые предполагают, что ребенок воспринимает музыку, еще не появившись на свет. Ведь самой природой малышу подарены способности слышать и чувствовать мелодию.
Публикация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблема воспитания всесторонне развитой личности может быть решена только при условии гармоничного развития ее способностей. Раннее развитие музыкальных способностей у детей помогает научиться слышать красоту мелодии и видеть изящества танца. Все это способствует тому, чтобы повзрослевшие дети нашли место для музыки в своей жизни.
Музыкальное искусство оказывает влияние на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, развивать творческие способности в этом возрасте особенно необходимо. Дело в том, что именно в 3.5-5 лет формирование творческих способностей у детей сводится к привитию им навыков и умений в том или ином деле. И уже в дальнейшем дети выражают свою инициативу, фантазию и находчивость.
В настоящее время проблема развития детских способностей приобретает все большее значение, так как усилие педагогов и психологов направлены на формирование личности. В научных исследованиях педагогов-практиков Н. А. Ветлугиной, А. Н. Зиминой, О. П. Радыновой, К. В. Тарасовой и других, рассказывается, что детей надо с самого раннего детства развивать в сторону музыки. Все они едины в понимании, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития всех базовых способностей ребенка.
О необходимости создания специальных условий для развития склонностей дошкольников, а также организации целенаправленной работы для решения вопросов, связанных с выявлением творческого потенциала каждого ребенка говорится в ФГОС дошкольного образования. В частности, одной из задач стандарта является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [ссылку на ФГОС дошкольного образования вставь и добавь в литературу].
На формирование музыкальности дошкольников оказывает влияние целенаправленно-организованное музыкальное воспитание, состоящее из четырех основных видов деятельности:
– восприятие музыки;
– исполнение;
– образовательная деятельность;
– проявление творчества.
Все эти виды деятельности могут применяться в совокупности или по отдельности. Каждый из них имеет огромное значение для развития музыкальной личности дошкольника.
Эмоциональное восприятие музыки станет у ребенка более осознанным в шесть-семь лет. При слушании произведений, дошкольник сможет выделять не только основные образы, но и художественно-выразительные средства, которые были использованы композитором для их формирования. Исполнение имеет особенности в зависимости от возраста ребенка. Дети 3-4 лет могут двигаться под музыку, не вслушиваясь в ритм, пытаются выразить только эмоции, а дошкольники старшего возраста уже способны формировать движения с учетом ритма и даже придумывать интересные движения под собственное пение. Творческие проявления также более активны у детей старшего дошкольного возраста. И, конечно, образовательная деятельность является одной из важнейших составляющих в процессе формирования музыкальных способностей у дошкольников.
Анализ практической деятельности дошкольных образовательных организаций, показал, что в отдельных детских садах встречается формальное отношение к музыкальным занятиям, где главной задачей является лишь успешный показ детских утренников и праздников. В связи с этим необходимо ставить более перспективные цели, которые должны быть направлены на решение не узких задач, на «потребу дня сегодняшнего», а ориентированных на будущее подрастающего поколения.
Следует отметить, что музыкальные способности развиваются не сразу, а постепенно, от простых к более сложным составляющим. Поэтому каждый из элементов играет важную роль в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Приобщение ребенка к музыке происходит успешно, если он будет развивать способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы. Постепенно будет накапливаться запас любимых произведений, закладываться первоначальные основы музыкальности.
Для решения данной проблемы необходимо приобщать дошкольников к музыке, которая открывает мир волнующих, радостных переживаний, дает возможность быть активным и самостоятельным. Успешность в развитии музыкальных способностей зависит от организации целенаправленной музыкально-насыщенной среды, в которой ребенку предоставляются широкие возможности проявления природных задатков в непосредственной музыкальной деятельности. Наиболее благоприятными являются такие виды музыкальной деятельности, которые будут доступны дошкольникам по легкости и пониманию и не требуют специальной подготовки и обучения, опираются на интересные им игры.
На наш взгляд, для решения этой проблемы, необходимо использовать все ресурсы музыкального занятия для развития музыкальных способностей дошкольников через использование различных видов музыкальной деятельности, внедрение в образовательный процесс музыкальных занятий разработанный комплекс творческих заданий.
Исходя их понимания, что работу по развитию музыкальных способностей у дошкольников следует проводить систематически и последовательно с применением всех доступных для дошкольников видов музыкальной деятельности, мы отталкиваясь от перечисленных принципов организации занятий, включали разнообразные приемы и методы в нашу работу. Например, для развития музыкальных способностей у детей мы использовали много музыкальных игр и упражнений :
1. Подвижная игра «Разбуди мишку». В группе детей выбирается ребенок, который будет исполнять роль медведя. Ребенок-«медведь» спит в «берлоге». Дети тихонечко подходят к нему, напевая слова песни.
Тихо-тихо вы идите,
Мишеньку не разбудите.
А к берлоге подойдем,
Топать ножками начнем!
Раз, два, три!
Мишка, мишка выходи!
2. Упражнение «Природный оркестр» – целью которого стало расширение чувственного опыта детей через поиск нужного наиболее подходящего музыкального инструмента, для передачи разнообразных звуков, услышанных в природе. Детям предлагается послушать звуки природы и узнать, откуда издается этот звук. Используя музыкальные инструменты, дети воспроизводили услышанные ими звуки.
Кроме этого с целью обогащения музыкальных впечатлений детей, мы знакомили их с разнообразными произведениями, обучали способам пения и музыкально-ритмическим движениям, знакомили с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
Таким образом, несмотря на то, что педагогическая практика накопила опыт развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, в практике дошкольных образовательных организаций он часто не используется в полном объеме. В результате проведенной нами работы, мы пришли к выводу, что результативность выявления и развития музыкальности детей на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации может быть существенно повышена, если
– создать благоприятные условия музыкального развития детей, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям;
– организовать музыкально-насыщенную образовательную среду на музыкальных занятиях и увлечь ребенка активными формами музыкальной деятельности с самого раннего детства;
– предоставить возможность каждому ребенку проявить свой творческий потенциал в процессе музыкальных занятий.
Список литературы
1. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
2. Каримова Л. Н., Мухаметдинова Г. А. Факторы здоровьесбережения на музыкальных занятиях в учреждении дополнительного образования / Л. Н. Каримова, Г. А. Мухаметдинова // Образование в условиях социальных изменений: сб. науч. стат. Международной молодежной научно-практической конференции. – Уфа, 2017. С. 58-60.
3. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности/Д. К. Кирнарская. -М. : Таланты -XXI век, 2004. -496 с.
4. Костина Э. П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста – «Линка-Пресс», 2008
5. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры». – М. : «Гном- Пресс», 1999.
6. Тарасова К. В., Петрова М. Л., Рубан Т. Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М. : «Виоланта», 1999.
7. ФГОС дошкольного образования