АРЗЫ ЮЛДАШОВА
Развитие музыкальных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1.
Развитие
музыкальных
способностей
дошкольников
Презентацию составила Юлдашова А. С.
МБДОУ «Детский сад №1 «Ляле»
2. Способности
Способности – индивидуально-психологические
особенности личности, являющиеся условием
успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности /Кирнарская Д. К.
Публикация «Развитие музыкальных способностей дошкольников» размещена в разделах
Музыкальные способности – индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие потребностям музыкальной деятельности и
являющиеся условием успешного её выполнения.
Большинство авторов разделяют способности на
общие и специальные.
3.
Виды способностей
Общие способности
Специальные способности
Система интеллектуальных свойств
личности (внимание, память, мышление,
волевые качества, грамотная речь,
работоспособность и др., обеспечивающая лёгкость и продуктивность в овладении знаниями и в познании действительности.
Они носят универсальный характер,
т. е. присущи всем и являются основополагающими в обеспечении успешности в той или иной деятельности.
Система свойств, обеспечивающая
при прочих
равных условиях
высокие достижения в познании,
творчестве, в специальной области
деятельности
(например,
музыкальной).
Для них необходимы особые
задатки, которые присущи не всем.
Однако специальные способности
могут быть развиты при длительной
и упорной тренировке.
Качественное индивидуально своеобразное сочетание общих и специальных
способностей образует более широкое понятие – музыкальная одарённость.
К её показателям относятся:
блестящие музыкальный слух и память
пластичный, скоординированный двигательный аппарат;
необычайная обучаемость;
работоспособность в музыкальной деятельности.
Способности не даются человеку в готовом виде при рождении, а
формируются при жизни в деятельности
4. Задатки
Человек не рождается со способностями. Врождёнными могут быть
только задатки.
Задатки – особенности строения мозга и нервной системы, органов
чувств и движений, функциональные особенности организма, данные
каждому человеку от рождения
Психологи утверждают:
задатками музыкальных способностей выступают основные
сенсорные, интеллектуальные, мнемические, двигательные и другие
функции человеческой психики (В. П. Анисимов и др.);
«задатки взаимосвязаны со
предпосылками к их развитию»;
способностями
и
являются
тяготение ребёнка к определённой деятельности — первый
признак зарождающейся способности;
дети одарены ко всем видам художественного творчества; это —
возрастная одарённость, сензитивность к развитию способностей во
всех видах художественной деятельности, в том числе и
музыкальной.
5. Условия музыкального развития ребёнка
Первичные условия музыкального развития
Звуковысотный слух
Чувство ритма
Музыкальная память
Музыкальное воздействие на ребёнка в пренатальный
период, пребывание его в насыщенной музыкальной среде и
слуховой опыт способствуют созреванию необходимых
нервных связей в структуре мозга. Всё это как бы «включает»
природные задатки, которые предопределены генетически
или анатомически.
Важным фактором развития музыкальных способностей
выступает интенсивность и планомерность обучения,
сказывающаяся как на музыкальном, так и на общем уровне
развития ребёнка.
6. Характеристика музыкальных способностей
Музыкальные способности – это способности необходимые для
успешного осуществления музыкальной деятельности. Они
объединяются в понятие музыкальность.
Музыкальность – комплекс способностей необходимых для
осуществления всех видов музыкальной деятельности (Б. М. Теплов).
Ведущие компоненты музыкальности
Эмоциональный отклик на музыку
(способность сопереживать содержанию музыки, эмоционально отзываться на неё. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он
музыкален)
Музыкальный слух
(способность
вслушиваться,
сравнивать, оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности)
7. Музыкальный слух
Выделяют несколько видов музыкального слуха :
Музыкальный слух
звуковысотный
(различение высоты
звуков)
мелодический
(восприятие
одноголосной
мелодии)
тембровый
(различение
окраски звуков);
гармонический
(восприятие
созвучий,
многоголосия)
динамический
(различение
силы звука)
8. Основные музыкальные способности
Отечественный психолог Б. М. Теплов в структуре музыкальности
выделяет три основные способности :
Структура музыкальности
Ладовое чувство
(восприятие
мелодического движения)
– эмоциональный
компонент музыкального
слуха
Музыкально-слуховые
представления
или
звуковысотный слух
(способность звуковысотного
отражения мелодии)
Чувство ритма
способность активного
двигательного переживания
музыки, ощущение его
воспроизведения
В детском возрасте характерное проявление ладового чувства –
любовь и интерес к слушанию музыки
9. Музыкально-сенсорные способности –
это слуховое восприятие отдельных качеств музыкальных звуков
(высота, тембр, динамика, длительность,
лежащее в основе познания музыки
Характеристики музыкально-сенсорных способностей :
различение свойств музыкальных звуков;
различение их выразительных соотношений;
качество обследования музыкальных явлений, предполагающее узнавание
свойств музыкальных звуков, сравнение их по сходству и контрасту;
выделение комплекса других звуков;
различение их выразительного звучания;
воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на
музыкальном инструменте;
комбинирование звуковых сочетаний;
сопоставление с принятыми эталонами.
Сенсорное воспитание предполагает решение следующих задач:
формирование слухового внимания детей;
концентрация внимания на разнообразных звуковых сочетаниях;
умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых
комплексов.
10.
Ведущие компоненты музыкальности
Структура музыкальности :
ведущие компоненты музыкальности
Эмоциональное
реагирование на музыку
Тонкость эмоциональных
переживаний
Эмоциональный
отклик на музыку
Музыкальный
слух
Звуковысотный слух
Мелодический слух
Гармонический слух
Творческое
воображение
Тембровый слух
Художественное
восприятие мира
Высота
Музыкальные сенсорные способности
Тембр
Динамика
Динамический слух
Длительность
Основные музыкальные способности
Ладовое чувство
Восприятие
эмоциональной
выразительности мелодии
Чувствительность
к точности интонации
Музыкально-слуховые
представления
Воспроизведение мелодии
по слуху
Чувство ритма
Темп
Музыкальный метр
Ритмические единицы
в музыке
11.
Способности к различным видам музыкальной деятельности
Способность восприятия
Способность целостного восприятия
Способность дифференцированного восприятия
Исполнительские способности
Чистота певческих интонаций, качество
звукообразования
Координационность, согласованность движений рук
(игра на инструментах)
Пластичность моторного аппарата, изящность
движений и слитность их с музыкой
Творческие способности
Способность творческого воображения при
восприятии музыки
Способность к песенному, музыкально-игровому,
танцевальному творчеству, к импровизации на
инструментах
13. Развитие музыкальных способностей
Все способности развиваются в деятельности.
Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех
видах музыкальной деятельности, но лучше всего она развивается при :
восприятии музыки (предшествует и сопутствует всем видам
музыкальной деятельности);
музыкально-ритмических движениях, так как проявляется ярче
всего в ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и
чувстве ритма.
Ладовое чувство может успешно развиваться в процессе :
восприятия музыки (её узнавания, определения, закончилась ли
мелодия);
пения (дети контролируют слухом правильность интонации).
Музыкально-слуховые представления – в видах деятельности,
которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху: в
пении, в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах.
Чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях, соответствующих характеру окраске музыки (согласованность ритма движений и
музыки).
23. Источники информации
1. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания
детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. М. : Академия, 2005.
320 с.
2. Гончарова О. В. Теория и методика музыкального воспитания :
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В.
Гончарова, Ю. С. Богачинская. — 3-е изд., стер. — М. : Академия,
2014. 256 с.
3. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего школьного возраста: учеб. пособие для вузов / А. Н.
Зимина. – М. : ВЛАДОС, 2000. 304 с.
4. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. М. : Таланты – XXI век,
2007. 367 с.
5. Кирнарская Д. К., Киященко Н. И, Тарасова К. В. и др. Психология
музыкальной деятельности : Теория и практика. М. : Академия, 2003.