Ирина Рыжих
Развитие музыкальных способностей детей в процессе культурно-досуговой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Данное методическое пособие разработано с целью оказания теоретической и методической помощи воспитателям дошкольных образовательных учреждений, по теме «Развитие музыкальных способностей детей в процессе культурно – досугово деятельности».
Содержание:
Введение 4
1. Пальчиковые и жестовые игры 5
-«Музыкальные игрушки»
- «Погремушки»
- «Рыбки»
- «Зонтик»
- Упражнение «Музыкальные дощечки»
- Упражнение "Природный оркестр"
Темочки:
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Упражнение
2. Музыкально-дидактические игры 10
- Игра «Повтори звуки»
- Игра «Восьмерка»
- Игра «Зов»
- Игра «Где мои детки»
3. Методические рекомендации музыкальному руководителю 12
4. Методичнеские рекомендации воспитателю 12
5. Методические рекомендации построения музыкального
репертуара на основе классической музыки 13
6. Использованная литература 17
Введение.
Период детства характеризуется интенсивным развитием музыкальных способностей, и поддержка развития творчества детей является приоритетной задачей ДОУ. В современных условиях развития дошкольного образования появилось много программ для реализации этой задачи. [2]
Анализ образовательных программ позволяет сделать вывод о том, что содержание существующей системы образования обеспечивает в должной мере развитие специальных способностей. В программах заложен потенциал, нацеливающий образовательный процесс в ДОУ на развитие музыкальных способностей. По-нашему мнению ДОУ должно обеспечивать оптимальные условия психологического развития, а музыка наиболее эффективный способ повышения уровня развития творческих способностей, формирования художественно-эстетического вкуса, реализация потенциальных возможностей детей в музыкальной деятельности.
Представленная система музыкальных видов деятельности, упражнений и игр позволяет сформировать художественно-эстетический вкус у дошкольников, повысить творческий уровень развития, овладеть основными видами музыкальной деятельности реализовать потенциальные музыкальные способности детей в условиях ДОУ.
Работа в процессе досуговой деятельности проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально- дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение в условиях культурно-досуговой деятельности музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к такому виду деятельности, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
1. Для развития у детей музыкальных способностей предлагается ряд музыкальных игр и упражнений, пальчиковых и жестовых игр:
1. Музыкальные игрушки
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь – слушай колокольчик
Бам-бам-бам-бам –барабанчик
Бам-бам-бам-бам -барабанчик
Бам – слушай барабанчик
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлоп – хлопаем в ладоши!
Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении). [8]
2. Погремушка
Погремушка-погремушка,
музыкальная игрушка
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки
Отдохнут от шума ушки
На соседей погляди
И тихонько посиди
На соседей погляди
И тихонько посиди
Для игры вам понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость) : учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие. (30)
Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.
Пальчиковые и жестовые игры
3. Рыбки
(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,
(2)Лежало большое бревно на песке,
(3) И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(4) Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»
(5) А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(7) А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.
Предложите детям «поиграть в рыбок».
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
1 - Выполняем волнообразные движения в воздухе.
2 - Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)
3 - Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
4 - Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
5 - Ладони кладём под щёчку (рыбка спит).
6 - Быстро качаем ладонями (дрожь).
7 - Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
8 – Прячем руки за спину, педагог старается их поймать.
4. Мой зонтик
(1)Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним
(2)Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.
(3)А вот моя книжка,
Могу почитать,
(4)Могу вам картиночки
В ней показать.
(5)Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной
(6)Его я бросаю
Над головой.
(7)А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мяукает он
Для меня одного!
Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей : Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.
1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)
2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)
3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)
4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)
5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки
6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки
5. Упражнение «Волшебные дощечки» [13]
Цель. Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.
Материал и оборудование: на ребенка- комплект из 10 карточек раз мером 5 на 10 см. С одной стороны на карточках закреплен разнообразный природный материал: стебли растений разной толщины, листья и кора деревьев, семена растений, песок, насыпанный на клей, мелкие камешки, наклеенные на картон, рыбная чешуя, иголки ели и сосны, перышки птиц и др.
Рекомендации к проведению упражнения:
Детям раздается комплект карточек и предлагается обследовать каждую разными способами : рассмотреть, пощупать, понюхать и др. Определить природный материал, закрепленный на карточке, вспомнить, где его можно встретить в природе. Затем закрыть глаза, выбрать одну из карточек, обследовать ее и рассказать о своих ощущениях. Представить себя на том месте, где встречается этот материал, рассказать о воспоминаниях, связанных с данным местом, об опыте использования этого природного материала. Придумать название кар точке. Подобные упражнения проводятся и последующие дни. Постепенно каждая карточка получает свое название, связанное с чувственным опытом, ощущениями ребенка.
Затем упражнение усложняется. Воспитатель предлагает послушать не большой рассказ, стихотворение, связанное с описанием природы. Дети должны подобрать карточку, которая, по их мнению, подходит к этому описанию, и объяснить свой выбор.
Более сложный вариант упражнения: ребенку предлагается выбрать карточку, похожую на туман над рекой, осенний ветер, птичий щебет, грибной дождь и др. Ребенок должен не только объяснить свой выбор, но и зарисовать свой выбор.
6. Упражнение «Природный оркестр»
Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.
Рекомендации к проведению упражнения.
Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать опреде- лить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте "природный оркестр". Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала "природный оркестр" составляется произвольно.
Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.
7. Упражнение «Забавные танцы»
Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.
Рекомендации к проведению упражнения.
Участникам тренинга предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.
2. Также предлагается ряд музыкально-дидактических игр для детей.
1. Игра «Повтори звуки».
Для детей старшего дошкольного возраста.
Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному, металлофон.
Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы) : дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы) : «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы) : «динь-динь-динь».
2. Игра «Восьмерка». [23]
Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.
Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.
Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.
Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.
3. Игра «Зов».
Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.
По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.
Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.
4. Игра «Где мои детки?».
Игра для детей дошкольного возраста.
Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.
Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке. Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре, слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа).
Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).
Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей : «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы — ход мелодии тот же). Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор); птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор).
Затем ведущий дает возможность детям побыть «мамами-птицами».
Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать в образовательном процессе детских садов следующие рекомендации:
3. Рекомендации музыкальному руководителю :
1. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя с разнообразными произведениями и сведениями о них. [18]
2. Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.
3. Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, и координации, точности игры на музыкальных инструментах. Развивать музыкальные способности : эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.
4. Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев).
5. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
6. Исполнять небольшие песенки- распевки с постепенным мелодическим движением.
4. Рекомендации к педагогу (воспитателю) :
1. Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно - эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.
2. Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке (исполнять без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.
3. Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т. д.
4. Развивать у детей чувство уверенности в себе.
5. Развивать коммуникативные функции речи у детей.
6. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
Рекомендации для родителей:
Приобщать детей к музыкальной деятельности.
Поощрять творческие способности детей.
Развивать у детей эстетическое отношение к музыке.
Привлекать внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей.
5. Методические рекомендации построения музыкального репертуара на основе классической музыки :
Репертуар, отобранный в определенной последовательности, отвечает задачам воспитания эстетического отношения к окружающему. Поэтому имеет значение, с какой музыкой нужно знакомить детей в старшем возрасте, какие чувства при этом воспитываются. Особое значение имеет усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности. В репертуар входят произведения классики, современной и народной музыки. Они отличаются своеобразием музыкального языка, а также жанровыми признаками, индивидуальным подчерком композиторов.
Считается, что классическая музыка сложна для восприятия детьми и, организуя музыкальное воспитание дошкольников, проще ориентироваться на народную музыку. Действительно, народная музыка является прекрасным материалом для формирования эстетических вкусов детей, но мы значительно обедняем музыкальное развитие ребенка, если с ранних лет не знакомим его с музыкальной классикой. Музыкально-эстетическое воспитание детей значительно полнее и многограннее, если последовательно знакомить их с народным музыкальным искусством и высокими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.
В старшем дошкольном возрасте в репертуар для слушания музыки можно включать яркие произведения классической музыки - фрагменты из опер и балетов, известные фортепианные и симфонические произведения. При должной подготовке детей для слушания могут быть рекомендованы и фрагменты из произведений классической музыки крупных форм : популярные симфонические сюиты, отдельные части из концертов для фортепиано с оркестром, части фортепианных сонат и симфоний.
Время звучания музыки - от 1 до 3-х минут. При повторном слушании можно увеличить продолжительность звучания музыкальных произведений. При этом надо ориентироваться на желание детей, их заинтересованность, соблюдая чувство меры. Детей этой возрастной категории надо знакомить со звучанием различных музыкальных инструментов - представителями разных видов оркестров (симфонического, духового, оркестра народных инструментов). При этом важно обращать внимание детей на выразительные возможности каждого музыкального инструмента.
Примерный музыкальный репертуар для детей старшей группы
(5-6 лет) на основе классической музыки.
Беховен Л. В.
«Лунная соната»; «Сурок»; соната №17 – (ре минор).
Бах И. С.
«Менуэт»; «Волынка»; «Весенняя песня»; «Шутка»; «Органная токката» (ре минор).
Вивальди А.
«Времена года» (фрагменты).
Верди. Дж.
«Марш».
Глинка М. И.
«Жаворонок»; «Вальс-фантазия»; «Камаринская» (фантазия для оркестра);
«Детская полька»; увертюра к опере «Руслан и Людмила».
Гречанинов А. Т.
Произведения из детского альбома «Бусинки».
Григ Э.
Сюита №1 для оркестра из музыкальной драмы «Пер Гюнт» - «Утро»; «Танец Анитры»; «В пещере горного короля».
Сюита №2 «Пер Гюнт» - «Арабский танец»; «Песня Сольвейг»; «Возвращение Пер Гюнта».
Глюк К.
«Мелодия».
Гайдн Й.
Соната №7 (ре мажор).
Кабалевский Д. Б.
«Старинный танец»; «Вальс»; «Танец молодого бегемота»; «Артистка», «Кавалерийская».
Мусоргский М.
«Балет невылупившихся птенцов»; «Картинки с выставки»; «Слеза».
Моцарт В. А.
Симфония №40 (фрагмент); Соната для фортепиано №11 (1-я часть, фрагмент); Концерт для скрипки с оркестром №4 (1-я и 3-я часть); №5 – Менуэт; Реквием – «Лакримоза» (фрагмент); «Маленькая ночная серенада»; «Музыкальная шутка»; «Весенняя песня»; «Турецкое рондо»; «Колыбельная».
Майкапар С.
«Тревожная минута»; «Раздумье»; «Вальс»; «Гавот»; «Мотылек».
Прокофьев С. С.
«Петя и волк» - симфоническая сказка для детей.
Балет «Золушка» (фрагменты); сборник «Детская музыка».
Рахманинов С. В.
«Итальянская полька»
Римский-Корсаков Н. А.
«Сказка о царе Салтане»; опера «Снегурочка» - «Пляска птиц».
Свиридов Г. В.
«Романс»; «Упрямец»; «Колыбельная»; «Военный марш»; «Ласковая просьба»; «Парень с гармошкой»; «Зима пришла»; «Тройка».
Сен-Санс К.
«Карнавал животных» - «Королевский марш льва»; «Лебедь»; «Слоны»; «Кенгуру»; «Ослик»; «Аквариум»; «Курицы и петух»; «Черепаха»; «Кукушка».
Хачатурян А. И.
«Танец с саблями».
Чайковский П. И.
Балет «Лебединое озеро» - «Танец маленьких лебедей»; «Одетта и Зигфрид»; «Финал»; «Вальс».
Балет «Щелкунчик» - «Дуэт Мари и Принца»; «Колыбельная»; «Мыши»; «Вальс снежных хлопьев»; «Фея Драже»; «Марш»; «Вальс цветов»; «Испанский танец – Шоколад»; «Арабский – Кофе»; «Китайский – Чай».
Балет «Спящая красавица» - «Адажио» (Принц и Принцесса); «Фея Карабос»; «Фея Сирени»; «Вальс»; «Кот в сапогах и Белая кошечка».
Альбом «Времена года».«Детский альбом»
Шостакович Д. Д.
«Танцы кукол».
Шопен Ф.
«Прелюдия№4 (ми-минор); «Вальс»; «Мазурка»; «Фантазия-экспромт (до-диез минор); «Баллада» №1 (соль минор); «Прелюдия №7 (ля мажор).
Шуберт Ф.
«Аве Мария»; «Музыкальный момент»; «Серенада».
Шуман Р.
«Смелый наездник»; «Всадник»; «Первая потеря»; «Порыв»; «Бабочки»; «Маленький романс»; «Песня итальянских моряков»; «Веселый крестьянин».
Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Слушая классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.
Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию слушать классические музыкальные произведения, рождает творческую активность.
6. Использованная литература:
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1997.
2. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М. : 1996.
3. Игры и игровые упражнения / Под ред. Е. И. Коваленко. – К. : 1997.
4. Костина Э. П. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. – В кн. : Психолого-педагогические проблемы дошкольного воспитания и подготовки детей к школе. Тезисы докладов. - М. : Педагогика, 1993. - С. 96-97
5. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. : 1997.