Тамара Ахполова
Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность поиска разнообразных форм нравственного, эстетического воспитания дошкольников в досуговой деятельности.
Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В социуме назрела необходимость противостояния безнравственности, бездуховности, потребитель-скому отношению к жизни, возрождения в детях желания и потребности активной интел-лектуальной, эмоциональной деятельности. Эстетическое воспитание вносит свой неоце-нимый вклад в поиск новых форм организации досуга детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в детской музыкально-игровой деятельности с ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями.
Данный подход к означенной проблеме способствует реализации следующих педагогических функций музыкально-игровой деятельности :
1. Познавательной;
2. Коммуникативной;
3. Креативной;
4. Эстетической.
Иначе говоря, музыкально-дидактические игры в досуговой деятельности дают детям одновременно возможность развлечения, развития личности и музыкальных способностей, развитие творческих способностей и отдыха.
6. Педагогические возможности музыкально-игровых методик.
Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности : восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В процессе музы-кально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые фор-мируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребенка. Фактически они дают ребен-ку ключ к восприятию, постижению образного мира, что является важной предпосылкой к формированию действительно развитого во всех отношениях человека. Музыкальные игры можно назвать дидактическими, если они представляют собой часть методики музыкаль-ного воспитания как педагогической науки и опираются на следующие дидактические прин-ципы:
1. Воспитывающее обучение;
2. Научность, доступность и наглядность преподнесения осваиваемого материала;
3. Закрепление знаний, умений и навыков;
4. Музыкальная активность детей;
5. Связь музыкального воспитания с жизнью и интересами детей.
ЧТО ТАКОЕ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА?
Дидактикой называется теория обучения, исследующая закономерность процесса обуче-ния, т. е. общие законы обучения всем предметам. Под дидактической игрой подразуме-вается такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения.
Музыкально-дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особен-ность: их цель – учить детей тренировать и развивать их музыкальные способности.
Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра вообще и музыкально-дидактическая игра в частности – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.
Во-первых, музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности.
Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Музыкальные игры вовлекают дошкольников в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются: раз-витие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, аж также пробуждение потребности постоянного общения с музыкой и желания активно проявлять себя в этой сфере.
Во-вторых, музыкальная игра – самый «легкий» из всех видов музыкальной деятельности.
Дети получают удовольствие от игры. И хотя музыкально-дидактические игры требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, дети считают, что играть вовсе не трудно. Именно поэтому ребенок вступает в музыкальную игру без опасений и боязни; увлекаемый музыкальными звуками и образами, играет, не обращая внимания на время и возможную усталость.
В-третьих, музыкально-дидактическая игра – самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности.
Она дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способ-ностей и уровня социально-психологического развития ребенка.
Музыкально-дидактическая игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые нетрудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индиви-дуального «я», что, в свою очередь, отвечает новым государственным образовательным стандартам. А свобода проявления своего автономного и неповторимого «я» доставляет ребенку радость.
В-четвертых, музыкально-дидактическая игра – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности.
Равенство в музыкальной игре гарантируется ее правилами или ролевым распределением.
2. Содержание, задачи и структура музыкально-дидактических игр.
Содержание музыкально-дидактической игры – это всегда осуществление какой-либо задачи. В каждой музыкально-дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Задача в игре составляет учебное содержание игры, она возбуждает интерес детей, активизирует их внимание, обогащает новыми знаниями.
Задачи музыкально-дидактических игр можно свести в основном, к нескольким видам:
1. Различать звуки по высоте (задание усложняется в соответствии с возрастом детей);
2. Различать длительность звуков (дети по ритмическому рисунку определяют название песни или наоборот);
3. Различать тембр музыкальных инструментов (дети угадывают инструмент, прослушав, как он звучит);
4. Различать динамику звучания, темп;
5. Различать характер музыкального произведения;
6. Различать жанры музыкальных произведений.
При проведении музыкально-дидактических игр важно помнить, что задачи в играх в каждом случае должны соответствовать возрастным возможностям детей.
Структура музыкально-дидактических игр включает в себя :
- задачу,
- действие,
- правило,
- результат игры.
Действие– самая существенная часть музыкально-дидактической игры. Без деятельности осуществление цели было бы сухим, дидактическим, оно скорее отпугивало бы детей, чем привлекало их. Без действия в игре мы вообще бы не могли бы говорить об игре. Действие в игре – это единственный способ выполнения задачи в игре. В каждой музыкально-дидакти-ческой игре деятельность точно определена и ясно обозначена. Она может быть очень раз-нообразной, но при этом в интересах успешного решения задачи должна отвечать двум основным условиям:
1. Обязательно подчиняться задаче и, таким образом, выполнять учебную цель игры;
2. Быть занимательной и увлекать вплоть до окончания игры.
Правила являются необходимой частью дидактической игры и занимают в ней большое место. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и что не должен делать.
Результат игры. Каждая музыкально-дидактическая игра имеет определенный конец. Результат игры – это решение задачи и выполнение правил. Результат, заключение музы-кально-дидактической игры нужно оценивать с двух точек зрения: с точки зрения детей и с точки зрения музыкального руководителя.
Выполнение дидактической задачи требует от детей определенных усилий, предъявляет требования к их умственной деятельности. Дети проявляют сообразительность, находчи-вость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.
Для музыкального руководителя при суждении о музыкально-дидактической игре важно : выполнена ли задача, осуществлен ли предписания действия, принесла ли она с этой стороны определенный результат.
Список используемой литературы.
1. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М. : Просвещение, 1982.
2. Льговская Н. И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. М. : Айрис – пресс, 2007.
3. Музыкальные игры и пляски в детском саду: Пособие для музыкальных руководителей детских садов. 2-е издание, составитель Е. Е. Каява, Л. Н. Кондрашова, С. А. Руднева. Л. : Гос. учеб. пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1963.
4. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников : Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей дет. сада. М. : Просвещение, 1994.
5. Роот З. Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных руководителей. М. : Айрис – пресс, 2005.