МААМ-картинки

Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр

Тамара Ахполова
Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

1. Актуальность поиска разнообразных форм нравственного, эстетического воспитания дошкольников в досуговой деятельности.

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В социуме назрела необходимость противостояния безнравственности, бездуховности, потребитель-скому отношению к жизни, возрождения в детях желания и потребности активной интел-лектуальной, эмоциональной деятельности. Эстетическое воспитание вносит свой неоце-нимый вклад в поиск новых форм организации досуга детей дошкольного возраста.

Темочки:

Большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в детской музыкально-игровой деятельности с ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями.

Данный подход к означенной проблеме способствует реализации следующих педагогических функций музыкально-игровой деятельности :

1. Познавательной;

2. Коммуникативной;

3. Креативной;

4. Эстетической.

Иначе говоря, музыкально-дидактические игры в досуговой деятельности дают детям одновременно возможность развлечения, развития личности и музыкальных способностей, развитие творческих способностей и отдыха.

6. Педагогические возможности музыкально-игровых методик.

Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности : восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В процессе музы-кально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые фор-мируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребенка. Фактически они дают ребен-ку ключ к восприятию, постижению образного мира, что является важной предпосылкой к формированию действительно развитого во всех отношениях человека. Музыкальные игры можно назвать дидактическими, если они представляют собой часть методики музыкаль-ного воспитания как педагогической науки и опираются на следующие дидактические прин-ципы:

1. Воспитывающее обучение;

2. Научность, доступность и наглядность преподнесения осваиваемого материала;

3. Закрепление знаний, умений и навыков;

4. Музыкальная активность детей;

5. Связь музыкального воспитания с жизнью и интересами детей.

ЧТО ТАКОЕ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА?

Дидактикой называется теория обучения, исследующая закономерность процесса обуче-ния, т. е. общие законы обучения всем предметам. Под дидактической игрой подразуме-вается такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения.

Музыкально-дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особен-ность: их цель – учить детей тренировать и развивать их музыкальные способности.

Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра вообще и музыкально-дидактическая игра в частности – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Во-первых, музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности.

Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Музыкальные игры вовлекают дошкольников в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются: раз-витие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, аж также пробуждение потребности постоянного общения с музыкой и желания активно проявлять себя в этой сфере.

Во-вторых, музыкальная игра – самый «легкий» из всех видов музыкальной деятельности.

Дети получают удовольствие от игры. И хотя музыкально-дидактические игры требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, дети считают, что играть вовсе не трудно. Именно поэтому ребенок вступает в музыкальную игру без опасений и боязни; увлекаемый музыкальными звуками и образами, играет, не обращая внимания на время и возможную усталость.

В-третьих, музыкально-дидактическая игра – самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности.

Она дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способ-ностей и уровня социально-психологического развития ребенка.

Музыкально-дидактическая игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые нетрудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индиви-дуального «я», что, в свою очередь, отвечает новым государственным образовательным стандартам. А свобода проявления своего автономного и неповторимого «я» доставляет ребенку радость.

В-четвертых, музыкально-дидактическая игра – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности.

Равенство в музыкальной игре гарантируется ее правилами или ролевым распределением.

2. Содержание, задачи и структура музыкально-дидактических игр.

Содержание музыкально-дидактической игры – это всегда осуществление какой-либо задачи. В каждой музыкально-дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Задача в игре составляет учебное содержание игры, она возбуждает интерес детей, активизирует их внимание, обогащает новыми знаниями.

Задачи музыкально-дидактических игр можно свести в основном, к нескольким видам:

1. Различать звуки по высоте (задание усложняется в соответствии с возрастом детей);

2. Различать длительность звуков (дети по ритмическому рисунку определяют название песни или наоборот);

3. Различать тембр музыкальных инструментов (дети угадывают инструмент, прослушав, как он звучит);

4. Различать динамику звучания, темп;

5. Различать характер музыкального произведения;

6. Различать жанры музыкальных произведений.

При проведении музыкально-дидактических игр важно помнить, что задачи в играх в каждом случае должны соответствовать возрастным возможностям детей.

Структура музыкально-дидактических игр включает в себя :

- задачу,

- действие,

- правило,

- результат игры.

Действие– самая существенная часть музыкально-дидактической игры. Без деятельности осуществление цели было бы сухим, дидактическим, оно скорее отпугивало бы детей, чем привлекало их. Без действия в игре мы вообще бы не могли бы говорить об игре. Действие в игре – это единственный способ выполнения задачи в игре. В каждой музыкально-дидакти-ческой игре деятельность точно определена и ясно обозначена. Она может быть очень раз-нообразной, но при этом в интересах успешного решения задачи должна отвечать двум основным условиям:

1. Обязательно подчиняться задаче и, таким образом, выполнять учебную цель игры;

2. Быть занимательной и увлекать вплоть до окончания игры.

Правила являются необходимой частью дидактической игры и занимают в ней большое место. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и что не должен делать.

Результат игры. Каждая музыкально-дидактическая игра имеет определенный конец. Результат игры – это решение задачи и выполнение правил. Результат, заключение музы-кально-дидактической игры нужно оценивать с двух точек зрения: с точки зрения детей и с точки зрения музыкального руководителя.

Выполнение дидактической задачи требует от детей определенных усилий, предъявляет требования к их умственной деятельности. Дети проявляют сообразительность, находчи-вость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.

Для музыкального руководителя при суждении о музыкально-дидактической игре важно : выполнена ли задача, осуществлен ли предписания действия, принесла ли она с этой стороны определенный результат.

Список используемой литературы.

1. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М. : Просвещение, 1982.

2. Льговская Н. И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. М. : Айрис – пресс, 2007.

3. Музыкальные игры и пляски в детском саду: Пособие для музыкальных руководителей детских садов. 2-е издание, составитель Е. Е. Каява, Л. Н. Кондрашова, С. А. Руднева. Л. : Гос. учеб. пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1963.

4. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников : Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей дет. сада. М. : Просвещение, 1994.

5. Роот З. Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных руководителей. М. : Айрис – пресс, 2005.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 19:35
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие музыкальных и творческих способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Ахполова (УИ 1301933) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД