Марина Никитина
Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовая деятельность является важным средством развития личности ребёнка, становление его самостоятельности, осознания ценности труда в жизни современного человека и определения своих возможностей в интересном, посильном виде деятельности.
Публикация «Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Материальные и духовные ценности на земле созданы трудом человека.
Труд – основное средство удовлетворения человеческих потребностей, без него невозможна сама жизнь.
В раннем детстве проявляется стремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Ребёнок видит действия, совершаемые взрослым, который ежедневно трудится на глазах у ребенка. А результат его ребё нок ощущает на самом себе: мама приготовила обед - хорошо вкусно поесть; постирала белье - приятно надеть чистое платье.
Ребенка привлекают дела взрослых, поэтому он настойчиво требует, чтобы ему позволили мыть посуду, стирать платочки. Ребёнку не всегда понятны трудовые действия взрослого, но эмоциональное желание действовать вместе со взрослым выражено гораздо сильнее, чем объективная полезность результата. Качество труда зачастую остается низким. Главное состоит в том, что ребенок хочет выполнять трудовые действия, они для него интересны и привлекательны. Поэтому именно в раннем детстве начинают закладываться основы трудолюбия и уважения к любому труду взрослых.
Первые трудовые умения у ребёнка формируются благодаря возникновению устойчивого интереса к миру предметов и желания действовать с ними. Поэтому освоение орудийных действий - важнейшая предпосылка становления трудовой деятельности. Ребёнка привлекает процесс использования орудия, он не выделяет результата своих усилий и поэтому часто не доводит начатое дело до конца.
Во второй половине третьего года жизни в самосознании ребенка наблюдается важное изменение. Начинает складываться новообразование, названное М. И. Лисиной «Гордостью за собственные достижения». Теперь ребёнок выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. Действия с орудиями труда помогают ребенку реализовать себя и проявить все возрастающее стремление к самостоятельности. У взрослого возникает возможность помочь ребёнку понять значимость труда : (подмел пол, помог маме, поэтому она рада).
Подчеркивая смысл и результат простейших трудовых действий, уже в раннем детстве можно сформировать у ребенка удовлетворение от того, что порадовал другого. Именно в ориентации собственных действий и их результата на другого человека, находится предпосылка становления мотивов труда. К концу раннего детства ребёнок начинает осознавать результативность трудовых действий.
В освоении орудийных действий большое значение имеет развитие речи. Сначала речь фиксирует трудовое действие и его результат: «Подмел, помыл». А к концу третьего года жизни ребенок с помощью речи начинает проговаривать свое действие: «Буду подметать. Буду мыть». Наряду с результативными действиями, смысл которых заключается в преобразовании предметов, появляются предпосылки продуктивных действий, предполагающих создание чего-то нового. Такие действия выполняются только в совместном со взрослым труде, например когда малыш вместе с мамой лепит пирожки. Но самостоятельно получить новый продукт ребенок еще не может.
Таким образом, трудовая деятельность ребенка находится в потребности жить со взрослым общей жизнью, выполнять совместную с ним общую деятельность, действовать как взрослый.
Список литературы:
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под рек. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - Спб. : Питер, 2016, - 464 с.
2. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-еизд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.