Мила Литвинчук
Развитие моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте попробуем разобраться, что такое крупная и мелкая моторика. Нужно развивать обе или достаточно хорошего развития, например, мелкой моторики?
Крупная моторика - движения крупных мышц тела. Это основа на которую в последствии накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики (движения кистей и пальцев рук, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, выполнять задачи, требующие скоординированной работы рук и глаз).
Публикация «Развитие моторики» размещена в разделах
Развитие крупной моторики неразрывно связано с развитием мелкой моторики, и не менее важно. Например, ребёнок начал переворачиваться, ползать, бегать - развитие крупной моторики. Ребёнок ползёт, увидел на полу соринку и пытается её поднять, и вот он осваивает пинцетный захват - мелкую моторику.
Крупная моторика не компенсируется хорошим развитием мелкой моторики. Ребёнок может прекрасно лепить из мелких деталей диковинных птиц и зверей, но при этом не сможет поймать мяч.
Развитие крупной моторики начинается с самого раннего возраста.
С рождения до 2 месяцев: дети учатся уверенно держать головку. Чем чаще выкладывать кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык.
2 - 6 месяцев: ребёнок осваивает перевороты с живота на спину и наоборот. Помочь освоить ему этот навык можно завлекая ребёнка игрушками, окликая его со стороны.
6-8 месяцев: этап ползания.
Кто-то начинает этот этап с ползанья по-пластунски, кто-то сразу на четвереньках.
К 8 месяцам, как только укрепились мышцы спины, ребёнок пытается сесть.
Ближе к году малыши пытаются встать и осваивают навык хождения, сначала у опоры, потом самостоятельно. Самостоятельное хождение- это венец развития крупной моторики ребёнка к году.
Затем у ребенка развиваются другие, более сложные, но не менее важные навыки крупной моторики : прыжки, бег, езда на велосипеде, самокате, плавание.
Развитие мелкой моторики проходит следующие стадии:
С рождения до 2 месяцев: движения пальцев обусловлены хватательным, врожденным рефлексом. Для развития мелкой моторики можно использовать пальчиковые игры и потешки, сопровождаемые движением рук и пальцев (сорока-белобока, коза рогатая, массаж кистей.
С 3 месяцев ребёнок учится хватать предмет, осознанно подчинять свои руки зрительному контролю. Можно давать трогать малышу разные поверхности (погремушки, массажные шарики, мягкие шуршащие книжки, мягкие кубики)- так будут развиваться тактильные ощущения.
К 6 месяцам ребёнок учится перекладывать предмет из одной руки в другую.
После 8-9 месяцев ребенок осваивает игры с бизибордом, вкладышами, сортерами, закручивание и раскручивание крышечек, колпачков, учится взаимодействию с предметами разными по размеру, которые можно вставить один в другой.
Освоение щипкового захвата (большим, указательным, среднем пальцем).
Освоение пинцетного захвата (большим, указательным).
Освоение динамического захвата (орудует предметами, которые держит в руке).
Развитие мелкой моторики, через игру с природными материалами (песок, камешки, шишки, каштаны, сыпучие материалы, крупы).
Развитие мелкой моторики через навыки самообслуживания (ложка, зубная щетка, расчёска, учится самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
С 2 лет можно попробовать рисовать пальчиковыми красками, лепить из теста. Если тянется к кисточкам, карандашам, дать попробовать ими порисовать, правильно вложив в руку, или используя метод совместного рисования - рука ребёнка в маминой руке. Игры с бумагой, сначала просто рвать, потом учится резать ножницами, так же по принципу рука в руке.
Более сложные задания на развитие моторики : пазлы и мозаика, пальчиковый театр.
Как видите, значительную часть перечисленных выше способов развития крупной и мелкой моторики легко организовать самостоятельно дома.