Лариса Некипелова
Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать +Заказ
Развитие языковой личности ребёнка определяется совокупностью личностных, речевых и лингвистических характеристик. Продуктом речевой деятельности становятся конкретные тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме. Мы считаем, что для успешного общения важную роль играет качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников.
Публикация «Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Для всех вариативных программ, используемых в ДОУ, общим является то, что в них специально выделены вопросы, посвящённые совершенствованию связной речи детей, созданию благоприятной речевой среды, целенаправленному формированию речевых умений. В каждой из программ имеется специальный раздел, посвященный особенностям развития речи детей на всех возрастных этапах. Основополагающим для них является пропедевтический подход к освоению дошкольниками связной монологической речи, определение важного и необходимого условия для её развития - общения, предполагающего установление педагогом доверительных, партнерских форм сотрудничества, ориентированных на развитие личности ребенка.
Главная коммуникативная функция связной речи осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. У многих детей процесс овладения ими затруднён в связи с ограниченным словарным запасом и отставанием в усвоении грамматического строя речи. Развитие связной монологической речи – основа речевой подготовки ребёнка к школе, поскольку именно там монологическая речь становится не только объектом, но и средством обучения
Характерные речевые недостатки дошкольников 4-5 лет, поступающих в группы для детей с общим недоразвитием речи, следующие: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Наряду с несформированностью всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушения внимания и словесно-логического мышления, и это, в свою очередь, ведёт к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени: от полного отсутствия развёрнутого смыслового высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок, неточностей.
На начальном этапе обучения такие традиционно принятые виды упражнений, как пересказ объёмного текста без наглядной опоры, описание предметов и объектов, придумывание конца к рассказу педагога, составление рассказа по опорным словам, оказываются недоступными большинству дошкольников. Поэтому мы используем вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания.
Одним из таких средств является наглядность. Важность этого фактора отмечали педагоги С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин, А. М. Леушина. Применение наглядности способствует поддержанию устойчивого внимания детей. В качестве второго вспомогательного средства мы используем моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчёркивалась известным психологом Л. С. Выготским, говорившим о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, а также того, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Развивая связную речь, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Во-первых, это умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы. Во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное. В-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ по плану. В-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания.
Данная работа с детьми осуществляется как на специальных занятиях, так и в процессе разнообразной практической деятельности, при проведении игр, в ходе многих режимных моментов.
На начальном этапе обучения детей с общим недоразвитием речи мы используем упражнения в порядке возрастающей сложности, постепенно наглядность перестаёт использоваться на занятиях. Свою работу мы строим в определённой последовательности.
Сначала учим пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально. Это могут быть предметы, объекты и действия с ними, непосредственно наблюдаемые детьми. В данном случае план высказывания – это порядок действий, производимых на глазах у детей. На этом этапе занятие начинается со «спектакля», который разыгрывают сами дети. Все действия педагог оговаривает с ними заранее. Остальные дети наблюдают за их действиями. По окончании спектакля педагог рассказывает. Его рассказ является образцом. Далее детям задаются вопросы по содержанию рассказа, на которые они должны ответить развёрнуто. После этого они пересказывают рассказ целиком. Ребёнок пересказывает рассказ короткими, но чёткими предложениями, не переставляя слова и не делая длинных пауз между фразами.
Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе. Усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа. Это позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи. На этом этапе ребёнок должен составить рассказ самостоятельно. В случае многочисленных ошибок, длительных пауз взрослый даёт образец, который пересказывается ребёнком.
Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками, выставляемыми по ходу чтения. План рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе. На данном этапе обучения от ребёнка требуется не только правильное построение предложений и отсутствие пауз в рассказе, но и громкость, чёткость, эмоциональность рассказывания.
Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображёнными на сюжетных картинках. Их последовательность служит одновременно планом высказывания. Рассказ педагога является образцом. Взрослый выставляет перед детьми серию сюжетных картин. Объяснение содержания картинок даё тся в такой последовательности: вот что случилось в начале, вот что – потом и вот что – в самом конце. Взрослый даёт время рассмотреть картинки, после чего предлагает послушать рассказ с последующим обсуждением. Далее дети пересказывают рассказ с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.
Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечивается теми же средствами, что и на предыдущем этапе. Усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа педагога. Взрослый показывает серию сюжетных картин и задаёт детям вопросы по их содержанию, после чего дети составляют рассказ самостоятельно.
Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт отсутствия видимой динамики событий. Дети наблюдают, как правило, конечный этап действий. Моделирование плана рассказа достигается путём использования образца педагога и его вопросного плана. Взрослый показывает сюжетную картину, после внимательного рассматривания картины детьми задаёт им вопросы. После этого дети пересказывают текст с опорой на сюжетную картину.
Составление рассказа по одной сюжетной картине, изображённые на ней события – это конечный результат действия. Это самый сложный вид упражнений из всех перечисленных выше. Взрослый показывает сюжетную картину. После внимательного рассмотрения картины детьми задаёт им вопросы по содержанию картины. После чего дети самостоятельно составляют рассказ. Отсутствие образца ещё больше усложняет задачу по составлению связного высказывания. Образец даётся в случае затруднений. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.
Последовательно применяя перечисленные этапы обучения, удаётся формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владеют развёрнутыми смысловыми высказываниями, подменяя их названием перечня предметов и действий. Либо набором непоследовательных, грамматически не оформленных фраз.
На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот - путь, как правило, не может быть успешно
пройден на более поздних возрастных этапах.