Оксана Путенихина
Консультация «Основные этапы развития связной речи в повседневной жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Чудесный дар природы – речь, не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития.
Б. М. Гриншпун предложил выделить в развитии детской речи 5 периодов :
Публикация «Консультация „Основные этапы развития связной речи в повседневной жизни“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
1. доречевой – 1 год жизни ребёнка (с 3 до 6 месяцев и с 6 до 12 месяцев)
2. 1 – 1,5 г.
3. 1,5 – 2 г.
4. 2 – 3 г.
5. 3 – 5 лет
6. 6 - 7 лет
Подробно останавливаться на доречевом периоде я не буду, скажу только что он длиться от рождения и до года. Родителям в этот период нужно быть чутким к ребенку, много с ним общаться, внимательно слушать и давать ему двигательную свободу.
Важные диагностические параметры
речевого развития ребёнка к 1 году жизни :
- первоочерёдное усвоение основных аспектов человеческой коммуникации /глаза в глаза, ритуалы приветствия и прощания/,
хорошее понимание обращённой речи,
завершение лепетной стадии и появление первых слов,
сформированность базовых навыков глотания и жевания.
На следующем этапе от 1 до 1,5 лет происходит понимание речи – на бытовом уровне, понимание простых инструкций. Словарь ребенка – 8-12 слов (общеупотребительные, звукоподражания).
Звукопроизношение – гласные, П-Б, Т-Д.
Поведение не регулируется речью взрослых.
В1,5-2 года у детей происходит понимание речи, они удерживают в памяти и выполняют двухступенчатые инструкции. (пойди на кухню и принеси чашку….)Активно стремятся к речевому контакту со взрослым, обращаются с просьбами. Формируется интонационная сторона речи /интонация требования, вопроса/.Словарь – до 200 слов.
Дети активно используются изобразительные, указательные жесты. Слоговая структура – 2-3х сложные слова. Звукопроизношение, они произносят звуки – В-Ф, ЛЬ, К, Г, Х. /пытаясь их смягчить/ К 2 годам появляется фраза. Поведение на данном этапе не регулируется речью взрослого.
На следующем этапе 2-3 года ребенок проявляет активность в речи и познавательной деятельности. Любимое слово: «Почему?»
Чем лучше умственное развитие ребёнка, тем больше преобладает в его речи познавательная сторона, тем больше вопросов он задаёт и тем внимательнее выслушивает ответы на них. Чем раньше ребёнок задал вопрос "почему?", тем полноценнее его умственное развитие, чем позже - тем явственнее задержка. Если трёхгодовалый ребёнок ещё не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребёнка.
Словарь – до 1000 слов.
Звукопроизношение –в речи появляются свистящие звуки ([С], [С'],[З], [З'], [Ц]).
Осваиваются основные грамматические категории.
Дети ещё не понимают и не конструируют сложноподчинённые предложения.
В этот период начинается «расцвет» конструктивной речевой деятельности – неологизмы /показатель нормального речевого развития в данном возрасте/.
Речь пока ситуативная. Активно развивается самокоммуникация,
эгоцентрическая речь-это речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. /это показатель нормального речевого развития/.
Большой интерес возникает к детским текстам: стихи, сказки. Ребенок хорошо их запоминают.
Поведение на данном этапе уже хорошо регулируется речью взрослого.
На этапе от3-до5 лет заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны. Хорошо развита лексико-грамматическая сторона. Пользуются и сложноподчинёнными предложениями. В речи появляются деепричастия, употребляются все предлоги.
Происходит активное становление монолога /описание, повествование/.
Эгоцентрическая речь свёртывается во внутренний план.
Вызывают интерес и понимание слова с обобщающим, абстрактным значением.
Формируется чувство языковой нормы. Сформированы предпосылки к овладению чтением.
Чем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает
окружающее.
Основная роль на этом этапе психоречевого развития принадлежит семье.
Чем богаче словарный запас и эмоциональность речи родителей, тем богаче будет словарный запас ребёнка и тем глубже и полнее он будет познавать окружающий его мир.
Существует несколько причин нарушения речи на данном этапе :
Работа по развитию речи детей в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, общении их друг с другом; на
специальные занятия по развитию речи.
Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:
в быту;
во время прогулок;
в процессе игр;
при ознакомлении с окружающими [с общественной жизнью и природой во все времена года];
в процессе труда;
во время праздников и развлечений;
во время не речевых специальных занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепки, конструированию, физкультуре, музыкальных.
На данном этапе о3-до 5 лет необходимо обратить особое внимание на развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики и конечно слухового восприятия.
Как же меняется звукопроизношение
С 3 до 4 лет появляются шипящие звуки ([Ш], [Ж],[Ч], [Щ]).
С 4 до 5 лет появляются сонорные звуки ([Л], [Р], [Р']).
Если многие звуки произносятся неправильно («каша во рту» - дизартрия, то между тремя и четырьмя годами необходима консультация логопеда и занятия по выработке правильного произношения.
Словарь детей к 5 годам- 1900-2200 слов.
К шести годам ребёнок должен овладеть развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке.
Употребляет существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу.
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка.
В конце своего выступления хотелось бы обратить ваше внимание на
Типичные ошибки педагогов в подготовке и проведении речевых занятий:
• Речевое занятие должно развивать не речь воспитателя, а речь детей (речевая активность педагога должна составлять 1/3, а не наоборот);
• Плохо спланированное занятие;
• В поставленных речевых задачах не хватает конкретики ( например: обогащать словарь детей и всё. Нет перечисления конкретных слов);
• Быстрая потеря интереса детей к занятию (было установлено, что на 5 минуте занятия у 15% детей снижается внимание, на 7-й – у 20%, через 15 минут почти 40% детей начинают зевать, потягиваться, разговаривать с соседом);
• Воспитатель преимущественно активизирует речь тех детей, которые более умелы в пересказе, рассказе, у них богатый словарный запас или они более уверенны, или открыто требуют к себе внимания;
• Незнание педагогом методики проведения речевых занятий (методики пересказа, заучивания стихотворений, рассказа по картине и т. д. ;
• Нежелание педагога пополнять пробелы в знании методик.