Получи документы

Консультация «Основные этапы развития связной речи в повседневной жизни»

Оксана Путенихина
Консультация «Основные этапы развития связной речи в повседневной жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

Чудесный дар природы – речь, не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития.

Б. М. Гриншпун предложил выделить в развитии детской речи 5 периодов :

Публикация «Консультация „Основные этапы развития связной речи в повседневной жизни“» размещена в разделах

1. доречевой – 1 год жизни ребёнка (с 3 до 6 месяцев и с 6 до 12 месяцев)

2. 1 – 1,5 г.

3. 1,5 – 2 г.

4. 2 – 3 г.

5. 3 – 5 лет

6. 6 - 7 лет

Подробно останавливаться на доречевом периоде я не буду, скажу только что он длиться от рождения и до года. Родителям в этот период нужно быть чутким к ребенку, много с ним общаться, внимательно слушать и давать ему двигательную свободу.

Важные диагностические параметры

речевого развития ребёнка к 1 году жизни :

- первоочерёдное усвоение основных аспектов человеческой коммуникации /глаза в глаза, ритуалы приветствия и прощания/,

хорошее понимание обращённой речи,

завершение лепетной стадии и появление первых слов,

сформированность базовых навыков глотания и жевания.

На следующем этапе от 1 до 1,5 лет происходит понимание речи – на бытовом уровне, понимание простых инструкций. Словарь ребенка – 8-12 слов (общеупотребительные, звукоподражания).

Звукопроизношение – гласные, П-Б, Т-Д.

Поведение не регулируется речью взрослых.

В1,5-2 года у детей происходит понимание речи, они удерживают в памяти и выполняют двухступенчатые инструкции. (пойди на кухню и принеси чашку….)Активно стремятся к речевому контакту со взрослым, обращаются с просьбами. Формируется интонационная сторона речи /интонация требования, вопроса/.Словарь – до 200 слов.

Дети активно используются изобразительные, указательные жесты. Слоговая структура – 2-3х сложные слова. Звукопроизношение, они произносят звуки – В-Ф, ЛЬ, К, Г, Х. /пытаясь их смягчить/ К 2 годам появляется фраза. Поведение на данном этапе не регулируется речью взрослого.

На следующем этапе 2-3 года ребенок проявляет активность в речи и познавательной деятельности. Любимое слово: «Почему?»

Чем лучше умственное развитие ребёнка, тем больше преобладает в его речи познавательная сторона, тем больше вопросов он задаёт и тем внимательнее выслушивает ответы на них. Чем раньше ребёнок задал вопрос "почему?", тем полноценнее его умственное развитие, чем позже - тем явственнее задержка. Если трёхгодовалый ребёнок ещё не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребёнка.

Словарь – до 1000 слов.

Звукопроизношение –в речи появляются свистящие звуки ([С], [С'],[З], [З'], [Ц]).

Осваиваются основные грамматические категории.

Дети ещё не понимают и не конструируют сложноподчинённые предложения.

В этот период начинается «расцвет» конструктивной речевой деятельности – неологизмы /показатель нормального речевого развития в данном возрасте/.

Речь пока ситуативная. Активно развивается самокоммуникация,

эгоцентрическая речь-это речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. /это показатель нормального речевого развития/.

Большой интерес возникает к детским текстам: стихи, сказки. Ребенок хорошо их запоминают.

Поведение на данном этапе уже хорошо регулируется речью взрослого.

На этапе от3-до5 лет заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны. Хорошо развита лексико-грамматическая сторона. Пользуются и сложноподчинёнными предложениями. В речи появляются деепричастия, употребляются все предлоги.

Происходит активное становление монолога /описание, повествование/.

Эгоцентрическая речь свёртывается во внутренний план.

Вызывают интерес и понимание слова с обобщающим, абстрактным значением.

Формируется чувство языковой нормы. Сформированы предпосылки к овладению чтением.

Чем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает

окружающее.

Основная роль на этом этапе психоречевого развития принадлежит семье.

Чем богаче словарный запас и эмоциональность речи родителей, тем богаче будет словарный запас ребёнка и тем глубже и полнее он будет познавать окружающий его мир.

Существует несколько причин нарушения речи на данном этапе :

Работа по развитию речи детей в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, общении их друг с другом; на

специальные занятия по развитию речи.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:

в быту;

во время прогулок;

в процессе игр;

при ознакомлении с окружающими [с общественной жизнью и природой во все времена года];

в процессе труда;

во время праздников и развлечений;

во время не речевых специальных занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепки, конструированию, физкультуре, музыкальных.

На данном этапе о3-до 5 лет необходимо обратить особое внимание на развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики и конечно слухового восприятия.

Как же меняется звукопроизношение

С 3 до 4 лет появляются шипящие звуки ([Ш], [Ж],[Ч], [Щ]).

С 4 до 5 лет появляются сонорные звуки ([Л], [Р], [Р']).

Если многие звуки произносятся неправильно («каша во рту» - дизартрия, то между тремя и четырьмя годами необходима консультация логопеда и занятия по выработке правильного произношения.

Словарь детей к 5 годам- 1900-2200 слов.

К шести годам ребёнок должен овладеть развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке.

Употребляет существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу.

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь.

С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка.

В конце своего выступления хотелось бы обратить ваше внимание на

Типичные ошибки педагогов в подготовке и проведении речевых занятий:

• Речевое занятие должно развивать не речь воспитателя, а речь детей (речевая активность педагога должна составлять 1/3, а не наоборот);

• Плохо спланированное занятие;

• В поставленных речевых задачах не хватает конкретики ( например: обогащать словарь детей и всё. Нет перечисления конкретных слов);

• Быстрая потеря интереса детей к занятию (было установлено, что на 5 минуте занятия у 15% детей снижается внимание, на 7-й – у 20%, через 15 минут почти 40% детей начинают зевать, потягиваться, разговаривать с соседом);

• Воспитатель преимущественно активизирует речь тех детей, которые более умелы в пересказе, рассказе, у них богатый словарный запас или они более уверенны, или открыто требуют к себе внимания;

• Незнание педагогом методики проведения речевых занятий (методики пересказа, заучивания стихотворений, рассказа по картине и т. д. ;

• Нежелание педагога пополнять пробелы в знании методик.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему «Основные принципы организации правильного питания детей раннего возраста» Никто так хорошо не знает, не чувствует своего ребенка как родители. Их любовь и интуиция, а также семейные традиции помогают воспитывать.

Консультация для родителей «Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни» Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше.

Консультация «Музыка в повседневной жизни детей в детском саду» Музыка- один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Именно поэтому в душу маленького человека её не.

Консультация для воспитателей «Методика развития связной речи дошкольников» «Методика развития связной речи дошкольников» 1. Проанализировать серии картин для детского сада и методические указания к ним. Серия сюжетных.

Основные этапы и формы проведения родительского собрания Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №12 «Родничок» Сообщение из опыта работы.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей третьего года жизни» На 3-ем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием.

Макеты для развития связной речи в подготовительной группеМакеты для развития связной речи в подготовительной группе Мир природы. Закрепить представления детей о средах обитания. Расширить словарь по теме. Развивать связную речь. Рассказ по схеме: среда.

Консультация «Родителям о развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».

Консультация для воспитателей «Основные формы аномального психического развития» МБДОУ детский сад комбинированного вида №6 г. Данилов Ярославской области учитель-дефектолог Воронина Людмила Юрьевна высшая квалификационная.

Занятие для детей 5–6 лет по развитию речи связной речи на тему «Жители Города добра» Задачи: Образовательные: - расширять и закреплять представления о профессиях людей, их своеобразие, атрибуты, результаты деятельности, способности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Основные этапы развития связной речи в повседневной жизни»
Опубликовано: 23 сентября 2015 в 12:11
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Основные этапы развития связной речи в повседневной жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Путенихина (УИ 157060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД