Марина Пичугина
Развитие межполушарных связей у детей дошкольного возраста с ТНР через нейроигры
▼ Скачать + Заказать документы
Многие специалисты в области нейропсихологии говорят о том, что успех в учебе ребенка в школе во многом зависит от степени развития межполушарных связей.
При недостаточном взаимодействии правого и левого полушарий мозга у ребенка могут возникать трудности в обучении письму и чтению, а также двигательная расторможенность.
Публикация «Развитие межполушарных связей у детей дошкольного возраста с ТНР через нейроигры» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современные методики в образовании и воспитании помогают развить мозг, улучшить межполушарные связи. И как результат — хорошая успеваемость в школе и освоение обучающих программ любой сложности.
Если у ребенка имеются следующие симптомы, необходимо задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодействия:
-агрессия;
-плохое запоминание;
-непонятная и сбивчивая речь;
-зеркальное написание букв и цифр;
-сложности в описании действия, изображенного на рисунке;
-сложности в общении с ровесниками;
-проблемы в написании диктантов или переписывании текстов.
Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:
-пальчиковая гимнастика;
-кинезиологические упражнения;
-самомассаж;
-дыхательные упражнения;
-дидактические задания;
-творчество;
-прослушивание классических музыкальных композиций;
-логоритмика.
Дети с ТНР часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам.
В своей работе я использую нейроигры- это эффективная методика, позволяющая без применения медикаментов, помочь детям с ТНР.
1.«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и так далее. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом можно одновременно автоматизировать звуки.
2. «Симметричные рисунки или двуручное рисование». Ребенку даются фломастеры в обе руки. Необходимо ему обвести симметричные рисунки двумя руками. Важно, чтобы руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой).Так же во время рисования можно отработать нужный звук.
3. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Эту игру хорошо использовать для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.
4. «Ассоциация». Бросая ребенку мяч, нужно назвать любое слово, например: «медведь», он в свою очередь должен представить медведя и подобрать ассоциацию к слову, например «лохматый, берлога, мед, спячка и так далее». Возвращает мяч, называет слово (ассоциацию, и теперь очередь взрослого подобрать ассоциацию к слову ребёнка.
5. «Зеркало». Встать напротив ребёнка и выполнять любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключайте голову, язык и другие части тела. Сделать ребёнка своим отражением. Его задача – повторять движения взрослого, как в зеркале.
По этому же принципу строится нейроигра «Попробуй повтори». Здесь участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить конкретное движение. Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.
Также существуют такие нейротренажеры, как: нейроскакалка и нейровосьмерка, развивающие межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге. Тренажеры развивают способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов
Таким образом, использование нейроигр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей не только речевых нарушений, а так же двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность педагогам более качественно и с интересом для детей строить свою работу.