Светлана Лагутеева
Развитие мелкой моторики — залог успешного интеллектуального развития
▼ Скачать + Заказать документы
Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Публикация «Развитие мелкой моторики — залог успешного интеллектуального развития» размещена в разделах
Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста довольно актуален.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Пути решения проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
• Необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки.
• Необходимо организовывать целенаправленную систематическую работу по развитию мелкой моторики у малышей через разнообразные технологии развития.
• Обогащать игровую среду достаточным количеством пособий для развития мелкой моторики рук.
• Создать условия для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста.
Работа по развитию движения руки должна проводиться регулярно, только тогда, будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не нужно допускать скуки и переутомления.
Чтобы заинтересовать ребенка любого возраста в работе с материалом для развития мелкой моторики совсем не обязательно приобретать дорогие пособия фабричного производства.
Совместно с детьми можно изготовить игры из подручного материала: вместе с ребенком набрать камней на морском побережье во время отпуска, занять сортировкой крупной крупы (бобы, горох, фасоль) во время приготовления пищи, изготовить шумелки, воронки для пересыпания гороха и фасоли из пластиковых бутылок, сделать тактильные кубики и дощечки и т. д. Применив свою фантазию можно обойтись даже без покупных игр. Играйте с детьми чаще и это поможет в развитии моторики Вашего ребенка.
Использованы материалы https://vospitateljam.ru/vazhnost-melkoj-motoriki-dlya-detej/