Вера Говорухина
Развитие мелкой моторики в различных видах деятельности. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое моторика? Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают крупную моторику и мелкую моторику.
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т. д. – все это относится к крупной моторике. Крупная моторика - это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
В последнее время среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития - это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Термин "задержка" подчеркивает временной характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. У большинства детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения двигательных способностей - движения неловкие, часто неконтролируемые, нарушена согласованность в движении рук и глаз. Наиболее страдает моторика кистей пальцев рук. Это проявляется в различных видах детской деятельности - в навыках самообслуживания, трудовых навыках, а также в продуктивных видах деятельности. При рисовании карандашами у многих детей нет нажима или, наоборот, движения рук резкие, отрывистые, размашистые. В работе с пластическими материалами дети с большим трудом производят прямые и круговые движения руками, движения пальцев слабые и неуверенные. Отклонения в развитии моторной сферы создают у детей определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда. Поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие, а наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Нашу подготовительную группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР посещают 12 детей: 8 детей подготовительная к школе группа, 2 ребенка – старшая группа и 2 ребенка – средняя группа. Свою работу с детьми по развитию мелкой моторики рук мы организовываем через продуктивную, игровую и трудовую деятельность (самообслуживание).
В своей работе ставим следующие задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Для достижения поставленных задач использовали различные формы работы с детьми : индивидуальная, групповая, самостоятельная. Для развития мелкой моторики рук и координации движений использовали разные методы и приемы работы.
Пальчиковые игры со стихами, пальчиковые гимнастики, массаж кистей рук развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук, таким образом, дошкольника подготавливают к овладению письмом, формируют у него художественный вкус. Такая работа должна вестись с группы раннего возраста и до подготовительной.
Поэтому в нашей группе этим приемам развития мелкой моторики уделяется большое внимание. Ежедневно за 3-5 минут до еды (как правило, утром, сидя на стульях, мы играем с детьми в пальчиковые игры. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки т. д. На сегодняшний день у нас есть «запас» пальчиковых гимнастик и игр по тематическим неделям.
Игры для развития мелкой моторики, которые мы используем в своей работе : Дополни предмет» (игры с прищепками). Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнца, иголки для ежика, веточки для моркови и т. д.
Игра «Мастерская Золушки». Бусы для Золушки из трубочек, бусинок разного цвета и величины. Подобное упражнение выполняем, выкладывая различные фигурки и изображения из фасоли, разноцветных камешков.
Игры с сыпучими материалами (сухие бассейны). Рисование по крупе. На яркий поднос (стол) тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую крупу (рис, манка). Проводим пальцем ребенка по крупе. Получается яркая контрастная линия. Затем вместе рисуем какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.).
Игры – шнуровки. Можно использовать как фабричного производства, так и выполненные своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнурования, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.
Математический планшет «Геометрик». Этот планшет изготовили своими руками. Он представляет собой резиночный конструктор. Игры с математическим планшетом развивают мелкую моторику и координацию движений обеих рук, их ловкость, умелость, готовит к письму.
Игры с фишками и палочками из математического набора. Ребенок выкладывает рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предлагаем ему придумать свои варианты рисунков. Подобные упражнения можно выполнять с камешками, фасолью, окрашенными палочками для мороженного сначала по предложенным схемам, а затем самостоятельно.
Игры с шариками «Су – Джок». Применение Су-Джок терапии для развития речи детей, обоснованно многолетней логопедической практикой. Метод используем как для коррекции, так и для профилактики нарушений речи.
Пальчиковый театр. При помощи пальчикового театра дети учатся координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражают свои эмоции посредством мимики и речи. Активно используют в игре воображение, память, внимание, мышление. Расширяется словарный запас, подключается слуховое и тактильное восприятие.
Использование изобразительной деятельности в развитии мелкой моторики.
Изобразительная деятельность способствует психическому развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. Изобразительная деятельность будет развивающей, если она имеет творческий характер.
В процессе изобразительной деятельности идёт интенсивное развитие мелкой моторики, что является одним из важных психологических факторов. Подтверждение этому служат виды изобразительной деятельности, включающие такие занятия, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов даёт свои возможности в развитии мелкой моторики, так, например, при работе с различными инструментами и материалами развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, руки приобретают уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. В рисовании используются цветные карандаши, которыми создается линейная форма и при этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Рекомендуется так же дополнительно использовать цветные мелки, которые облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм, развивая при этом точность и целенаправленность действий рук. В рисовании красками (гуашью и акварелью) легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море, а также создать узор или роспись которые изображаются в определённой ритмической последовательности. Такие занятия включают детей в активную творческую деятельность, помогают развитию мышц кисти. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. Используем рисование по трафаретам, штриховку.
Лепка. Своеобразие лепки, как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, - глиной, соленым тестом и пластилином. Основное место на занятиях лепкой занимает пластилин, как наиболее пластичный материал, который способствует развитию мелкой моторики, развитию речи, учит конструктивному и образному мышлению, влияет на развитие чувства формы. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Аппликация. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится различным способам владения бумагой (обрывание, скручивание, складывание и т. д., ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Игровая деятельность. Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Наши дети любят собирать пазлы, разные виды мозаики.
Используем в своей работе конструирование из бумаги (оригами, синельной проволоки.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы мы видим в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. Важно предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того, что он что-то сделал сам, научить тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.