ирина ного
Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством бисероплетения
▼ Скачать + Заказать документы
История бисера уходит в далёкое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времён. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX – XII вв.
На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготавливали в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.
Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством бисероплетения» размещена в разделах
- Бисер, бисероплетение
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготавливали различного вида сосуды (в основном надувным, зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочие. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальный доход.
До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у неё появились опасные конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой (поташем)
Первые попытки создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670 – 1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организованна мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли. И фабрика была организованна в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая её продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года. Но после смерти М. В. Ломоносова производство было свёрнуто и фабрика закрыта. И только 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.
Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.
К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров бисероплетения утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время заметно некоторое оживление старинного промысла: создаются многочисленные кружки и курсы по бисероплетению, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить на выставках и прилавках магазинов.
Итак, бисероплетение – это не новый, но очень интересный вид рукоделия.
Занятие бисероплетением доступно и полезно детям дошкольного возраста. По желанию ребёнка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в весёлую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Поделки из бисера, даже выполненная самым простым способом плетения, всегда выглядит ярко, эффектно. Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетённые из бисера, у дошкольника возникает непосредственная мотивация сплести такие же украшения куклам, себе, маме. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий.
В ходе бисероплетения происходит развитие мелкой моторики рук, усидчивость, умение делать творческий подарок своими руками, что позволяет решать многие задачи в непосредственно образовательной деятельности. Бисероплетение способствует подготовке руки к письму, воспитывает усидчивость, внимание. Также в работе с бисером вырабатывается особая точность и координация движения кисти рук и пальцев, что стимулирует речевое развитие детей
Кроме того, занятие с бисером
• Способствует развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
• Знакомят с особенностями художественного языка;
• Развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;
• Развивать умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её;
• Способствует обогащению словаря;
Этот вид творчества воспитывает навыки самостоятельности, умения работать сосредоточенно, не отвлекаясь, длительное время повторять бесконечный ряд одних и тех же движений, находя в этом своеобразную красоту и ритмику.
Список литературы
1. Артамонов Е. В. Бисер. Практическое руководство. – М. : Эксмо, 2007.- 272 с. :ил.
2. Ткаченко Т. Б. Подарки из бисера / Т. Б. Ткаченко, Э. Ю. Исакова. - Изд. 2-е. - Ростов н/ Д: Финикс, 2007.-219 с. : [8] цв. ил – (Мир вашего ребёнка).
3. Фигурки из бисера редактор Л. Мартынова, тех. Редактор Г. Гаврилова.
4. Festival.1september/ru «Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих проблемы в речевом развитии, через занятие бисером». Титова И. Г. - воспитатель