Цыбуляева Ольга Валерьевна
Развитие мелкой моторики у детей с помощью нетрадиционных видов аппликаций
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю над данной темой по самообразованию. В ней я рассказываю о видах нетрадиционной аппликации, которые я планирую применять на занятиях с детьми младшей группы. Это такие виды, как, симметричная аппликация, накладная аппликация, объемная аппликация из бумажных салфеток, аппликация из круп и семян, обрывная аппликация, из ватных дисков и ваты, аппликация из природных материалов.
Актуальность:
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с помощью нетрадиционных видов аппликаций» размещена в разделах
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Эта тема интересна не только мне, но и детям, ведь в этом возрасте они очень любят мастерить что-то своими руками, радуя своих родителей.
Накладная аппликация. При помощи шаблонов для аппликации из цветной бумаги можно составить самую настоящую картину. Детали в этом способе наклеиваются таким образом, что на все самые большие фигуры накладываются маленькие.
Природный материал - это самый доступный и интересный материал для детского творчества. В осенний период все детские образовательные учреждения мастерят из шишек, листьев, желудей, палочек, веточек, коры, цветов, плодов и семян маленькие и большие шедевры. В этом разделе воспитатель может найти много идей для детского творчества.
Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества, способствующий развитию мелкой моторики детей. Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.
Аппликация из круп и семян. Детям дошкольного возраста просто необходимо всестороннее развитие. Аппликация из семян развивает мелкую моторику и открывает новые возможности и способности для малыша. Большим плюсом является доступность и безопасность материала, и, что немало важно, простота исполнения самой аппликации.
Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов, инструмент — клей и ваши руки. Кусочки бумаги можно не обрывать заранее, можно прикладывать на край рисунка крупную часть цветного листа, прижимая его тупым концом карандаша к скотчу. Вот так, шаг за шагом, вы можете заполнить всю поверхность картинки, меняя цветовую гамму, как того требует мозаичный сюжет.
Аппликация из ваты и ватных дисков – прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации – снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественных экспериментов существенно расширяется.
Сейчас передо мной стоит задача разработать план занятий по видам аппликации и начать работать в этом русле. Работы, сделанные в той или иной технике получаются необычные, сказочные! А какое влияние оказывают такие занятия на развитие детей! Ведь развивается не только моторика, но и воображение; закрепляются знания форм фигур, цветов,ориентировка на листе бумаги; пополняется словарный запас детей, а значит и совершенствуется речь детей.
А в наше время очень важно, чтоб развитие детей происходило интегрировано. Так же очень важно, чтоб и родители использовали такие виды аппликации с детьми дома, ведь совместные занятия способствуют улучшению отношений с ребенком.
Умственное воспитание. Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
Нравственное воспитание. Изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать труд.
Трудовое воспитание. Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
Эстетическое воспитание. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции — конструктивной цельности — вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Передо мной встали проблемы, как пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками, вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах и получить удовольствие от результата своей работы.
При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда и аппликация вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка, они позволяют удовлетворять основные потребности ребё нка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка.
Задачи:
1. Вызвать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками
2. Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами
3. Содействовать развитию мелкой моторики руки, созидательному отношению к окружающему миру
Из опыта работы:
Я считаю особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликации отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией получая удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу Работая с детьми трехлетнего возраста, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией Вначале детишки сминали кусочки салфеток размером 5на5 см. затем постепенно квадратики салфеток становились все меньше. Пальчики детей становились все более ловкими,комочки – более плотными. Создание рисунков было коллективным Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, украшающею группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.
Таким образом, нетрадиционные способы изобразительной деятельности способствуют развитию у детей творчества, воспитанию художественного вкуса, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение.
Результативность:
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети получат радость от сотворчества.
3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Проведенная исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у детей поступающих в детский сад страдает развитие мелкой моторики, но не у всех детей одинаково.
Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.