Мария Нурбобоева
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из основных показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь, и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Сейчас каждый родитель может самостоятельно в домашних условиях развивать мелкую моторику малыша. А задача педагога донести до родителей значимость этой работы, взрослые должны понять : чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать. Если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. В продаже существует множество подходящих по возрасту и развитию игрушек, направленных на мелкую моторику : рамки и вкладыши Монтессори, игрушки -«копилки», шнуровки, различные конструкторы (мозаика, пазлы, кубики, всевозможные наборы для рукоделия (шитье, вышивка, бисероплетение). Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства : • Крупы (запускать ручки в таз с фасолью так приятно!
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» размещена в разделах
А если на дне малыша ожидает какая - то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп) • Природные материалы : желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки, палочки • Кухонная утварь • Различные емкости, пузырьки, коробочки • Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры. Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки (конечно же, под присмотром родителей) Мальчики особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание - раздевание любимых кукол. Большую роль в развитии малыша и мелкой моторики занимают пальчиковые игры. Всем нам знакомые с детства «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и многие другие. Регулярные упражнения с пальчиками помогают маленьким ручкам стать ловкими и умелыми способствуют развитию мышления, внимания и памяти малыша. Но так же можно развивать пальчики малыша при помощи нетрадиционных методов рисования. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. И я не раз убедилась в этом, рисуя с детьми младшего дошкольного возраста. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов. Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда. Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в
стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе с малышом. Но мы не забываем и про пальчики, обмакнув в красную краску, малыши рисуют ягоды на веточке, оранжевой краской осенний листопад, а набрав черную краску, оформим спинку божьей коровки. При работе с малышами я использую не только нетрадиционное рисование, но и аппликацию из разноцветных салфеток. Цель этой работы, вызвать интерес детей и желание творить и при всем этом пальчики малышей становятся более послушными, так как при работе с салфетками дети много усилий прикладывают, чтобы получить из кусочка бумаги маленький комочек, сминая её пальчиками. В начале учебного года дети учатся работать с салфетками, не у всех сразу все получается, но они не останавливаются. Мы пробуем простые композиции : тропинка для зайки, стебелёк цветка, лучики солнышка. Поначалу не всем ребятам нравиться пачкать ручки, окуная полученный комочек из салфетки в клей, но со временем это у них проходит, и они с каждым занятием становятся все уверение в своих действиях, и готовы творить более сложное : цыплята, зимнее дерево и т. д. К концу года я получаю положительный результат : мои малыши не только умело делают свои поделки, но и речь малыша улучшается