светлана бакуменко
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением речи с помощью нестандартного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место на занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх –потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
В своей работе я активно использую нестандартное оборудование для развития мелкой моторики.
1. Игры с шишками, грецкими орехами и массажным мячиком.
Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями.
Покатать мяч рукой по столу, по руке.
Катать мяч по щекам, по лбу, по подбородку.
1. Игра с карандашом.
(лучше использовать карандаш - шестигранник)
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
1. Игра с прищепками.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок - глупыш.
Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
1. Игра с «массажным мячиком «Су–Джок».
Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
1. Игра с клубочками из ниток.
Дети катают клубочки, соревнуясь, кто быстрее перемотает клубок и передают друг другу. Игра сопровождается стихами:
Я верёвочку катаю
Всю в один большой клубок,
Чтоб котёнок мой играя,
В нём запутаться не смог.
1. Игра со счётными палочками.
Берём 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребёнком, который берёт их одноимёнными пальцами, от указательных к мизинцам. Пара пальцев берёт одну палочку. На каждую строчку по одной палочке.
Очень длинный клюв у цапли, 2-й – 2-й
Вы длинней найдёте вряд ли. 3-й – 3-й
Клювом меряться пришли 4-й – 4-й
Аисты и журавли. 5-й – 5-й
1. Игра с пробками.
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.
Крышки пальчики обули, Смело в них вперёд шагнули.
Смена рук. И пошли по переулку на весёлую прогулку.
Смена рук. Пальцы - словно балеринки, но одетые в ботинки.
Смена рук. Каждый пальчик – будто ножка, только шаркает немножко.
1. Игра с горошинами (или жёлтыми, зелёными пульками для детского пистолета)
Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок берёт горошину одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод). И так набирает целую горсть. После двустишия - смена рук. Каждая горошинка берётся на ударный слог (всего, таким образом, их нужно 16 штук). Можно заменить горох жёлтыми и зелёными пульками для детских пистолетов.
С блюдца я беру горошки,
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки
Руки держат все горошки.
1. Игра «Комканье платка».
Берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагаем тоже самое сделать ребёнку. Сначала одной рукой, потом другой. Можно одновременно комкать и 2 платка руками. (Внимание! Платки должны быть детскими, маленькими)
У меня живёт проглот – Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота Брюхо, как у бегемота!
1. Игра со спичками.
Ребёнок складывает спички в форме колодца. На каждую строчку выкладываем по одной спичке, (а если ребёнок успевает, то и по две).
А из нашего колодца
Никогда вода не льётся.
Нет ни кранов и ни труб
Мы кладём из спичек сруб!
Очень – очень аккуратно
Мы кладём и, вероятно,
Со стараньем возведём
В мире лучшим будет он!
Ровно – ровно, спичку к спичке,
Пусть совсем не для водички,
Понимаем я и ты: Строим мы для красоты!
1. Игра с горохом и фасолью.
Делаем «сухой бассейн» с горохом или фасолью. В пластмассовые вёдра (обрезанную канистру, 5-литровую бутылку) насыпаем горох или фасоль и, соответственно материалу, подбираем стихотворение. На дно «сухого бассейна» прячем игрушки из киндер-сюрпризов. Данное упражнение хорошо проводить в конце занятия как релаксацию, поощрение за старание ребёнка.
Горох в ведро насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Фасоль в ведре не соль,
Совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.