Людмила Гришко
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством лепки
▼ Скачать + Заказать документы
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Дошкольный возраст самое благоприятное время по развитию мелкой моторики и координации движений руки. Это является важнейшей частью подготовки каждого ребёнка к школе.
Система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки и есть мелкая моторика. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко, рука не будет уставать. Важно, что бы к началу школьной жизни пальцы рук ребёнка не оказались слабыми.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством лепки» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка : развитие речи, внимания и мышления, влияет на координацию и синхронность движений, наблюдательность, память (зрительную и двигательную, воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с кончиками пальцев и их нервными окончаниями. Именно поэтому так важно работать с пальчиками в столь юном возрасте. Развивая мелкую моторику мы подготавливаем ребенка к дальнейшей жизни, которая не замедлит потребовать использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы самостоятельно одеваться,застегивая пуговицы и молнии на одежде, шнуровать обувь, рисовать и писать, а также выполнять различные бытовые процедуры - забивать гвозди,помогая папе, чистить картофель, помогая маме и,конечно, развитая мелкая моторика будет незаменимым помощником в школе.
Руки и пальцы - это универсальный инструмент, который всегда с ребенком. Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты.
Я занимаюсь с детьми 4-5 лет и уже через год замечаю качественное улучшение в развитии мелкой моторики : кисти рук становятся более подвижные и послушные, детали из пластилина более точные копии образца, ребенок становится значительно внимательнее и с легкостью воспринимает новую информацию.
Именно лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимого для детей на начальных этапах формирования художественно-эстетического развития. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Также ребёнок усваивает способы передачи основных признаков предмета – формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Лепка из пластилина рекомендована для возбудимых, шумных детей, интересное занятие способно увлечь ребенка как мининум на 20-30 минут, а регулярные занятия помогут ребенку обрести усидчивость.
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами).
С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может бесчисленное количество образов - лепка становится самым интересным и любимым занятием.
Основные приемы лепки, которые мы используем на занятиях:
- отщипывание
- раскатывание
- сплющивание
- вдавливание
- оттягивание
- прищипывание
- примазывание
- прижатие
- сглаживание
- налепы
- процарапывание.
На занятиях мы используем следующие виды лепки :
- предметная лепка
- сюжетная
- декоративная
Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.