Тихонюк Евгения
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Почему для детей так важно развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:
1) в связи с развитием познавательных способностей;
2) в связи с развитием речи;
3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики : застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Посредством таких занятий происходит воздействие на внутренние органы малыша. Тренировка благотворно сказывается на развитии головного мозга. Умение выполнять движения пальцами и кистями рук чаще всего является показателем того, что ребенок полноценно развивается. Движения пальцев напрямую связаны с центрами речи в коре головного мозга, поэтому специалисты рекомендуют тренировать кисти параллельно с развитием речи. Более того, выполнение упражнений на моторику поможет тем детям, которые страдают речевыми дефектами, начать говорить лучше.
Развивающие игры и занятия для детей младшего дошкольного возраста должны носить больше информации об окружающем мире, чем прошлые познания.
Чтобы помочь ребенку с формированием моторики пальцев рук, не нужны сложные игрушки или дорогие приспособления.
Необходимо выполнять простые упражнения и систематически производить массаж кистей рук. Нужно постоянно следить за овладением ребенком простыми умениями – держать чашку или вилку.
Дошкольникам нравится рисовать, лепить – это для них своеобразный способ познания мира. Зная, какие игры увлекают ваше чадо, можно с легкостью придумать интересные развивающие занятия. Детям 4-5 лет ловкие пальчики помогают освоить много новых и увлекательных игр.
Приведем некоторые из них:
предложите ребенку при помощи нитки и иголки собрать бусы из шариков фольги;
изготовление поздравительных открыток к Новому году;
наматывание нитки на катушку;
придумайте игры с прищепками, пинцетами, пипеткой;
наклеивание мелких наклеек, игры с детскими ножницами;
помогите собрать мозаику, складывать цветные кубики;
подскажите ребенку, как подобрать крышечки к баночкам;
вместе с ребенком рисуйте зубной пастой на окнах морозные узоры.
Важно! Занятия необходимо проводить систематически на протяжении 10-15 минут, желательно под музыку или в сопровождении детских стихов.
Как развивать моторику рук у дошкольников 6-7 лет?
У детей старшего подросткового возраста необходимо развивать механизмы, полезные для освоения письма.
Перед работниками дошкольных учреждений стоит задача с помощью графических навыков развить мелкую моторику рук детей.
Ребенку можно предложить графические задания, упражнения с предметами, пальчиковые упражнения.
У детей старшего подросткового возраста происходят значительные перемены высшей нервной деятельности.
По своим параметрам головной мозг семилетних детей близится к показателям мозга взрослых людей. Специалисты дошкольных учреждений рекомендуют детям 6-7 лет рисование, игры на музыкальных инструментах, упражнения с пластилином и конструктором. Хорошего эффекта можно добиться в результате использования особых, индивидуальных занятий.
Приведем некоторые рекомендуемые специалистами упражнения:
рисование кистью, карандашами, раскрашивание картинок;
лепка из глины и пластилина, или теста. Желательно использовать мягкий пластилин;
Справка! Зимой для лепки подойдет снег. Рисование пластилином — разновидность нетрадиционного рисования, которая доступна детям и дома, и в дошкольном заведении.
изготовление поделок из бумаги, наклеивание мелких предметов на ткань или бумагу;
изготавливайте вместе с ребенком поделки из соломы и других доступных материалов;
застёгивание и расстёгивание застежек;
плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка;
все виды ручного творчества (вязание, вышивание, чеканка);
организуйте игры с песком в летнее время на улице;
перебирание круп;
предложите ребенку показать пальцами на сказочных героев;
попросите ребенка указать на пол, потолок, дверь окно;
попросите ребенка рисовать в воздухе, сжимать и разжимать кулачки;
выкладывание контуров различных небольших предметов.