Елена Барсукова
Развитие мелкой моторики у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Широко известно, что пальцевой праксис имеет огромное значение для развития речи и мыслительной деятельности ребенка:
Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Нарушения моторных функций артикуляционного аппарата непосредственно связаны с моторной функцией пальцев рук, т. к. находятся в одной зоне коры головного мозга и выполняют одинаковые функции: обеспечивают автоматизированные действия мышц. У детей с дизартрией, составляющих основной контингент логопедических групп, нарушена не только артикуляционная, но и мелкая моторика пальцев рук, т. е. нарушены синхронные движения языка, губ, щек, пальцев. Причиной этого является недостаточная иннервация (проводимость) нервного импульса от центра коры головного мозга к периферии – к рабочему органу, что вызывает параличи, парезы отдельных групп мышц. Поэтому нарушается звукопроизношение, (артикуляционный праксис, нарушается моторика пальцев в тонких дифференцированных движениях: в лепке, аппликации, а при обучении письму затрудняется владение карандашом. Коррекции этих нарушений с успехом помогают специальные пальчиковые упражнения с сопровождением стихов. В последнее время, получают распространение нетрадиционные подходы к пальчиковым играм с массажными упражнениями, используя различные предметы. У детей они вызывают большое желание выполнять движения как можно точнее, старательнее. Таким образом, помогает главный принцип – новизны, наглядности, игрового подхода.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей» размещена в разделах
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворных рифмовок. Вот некоторые из этих упражнений:
Пальчиковые упражнения с массажным мячиком.
1. Взять мячик в правую руку и крепко сжать на счет до 5. Повторить упражнение для левой руки.
Будем с ёжиком играть – 1,2,3,4,5
И другой рукой опять – 1,2,3,4,5
2. Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатывать мячик от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.
Ходит ёжик вдоль дорожек,
Не жалеет своих ножек.
3. Кисть правой руки лежит на столе ладонью вниз. Мячик катается круговыми движениями между ладонями. Повторить упражнение для левой руки.
Ёж с ежатами играет, и снежки зимой катает. Будет снежный озорник наш ежиный Снеговик.
4. «Колобок». мячик лежит на левой руке, правая рука – сверху. Повторить упражнение для левой руки.
Катаем, катаем, крепко прижимаем,
Ещё катаем, сильнее прижимаем.
5. Мячик берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, затем большим и средним пальцем левой руки и т. д. Пальцы меняются поочередно с проговариванием.
Ёжик с пальцами играет
По порядку называет:….
6. Перекидывание мячика из одной руки в другую.
Мячик мы бросаем, ловим и опять кидаем.
Пальчиковые упражнения с грецким орехом.
1. Взять грецкий орех в правую руку сжимать и разжимать, ритмично. Повторить упражнение для левой руки.
Белка под сосной скакала вдруг орешек увидала:
Лапкой сжала, не сломала.
Другой сжала, не сломала.
2. Кисть правой руки лежит на столе ладонью вниз. Грецкий орех катается круговыми движениями. Повторить упражнение для левой руки.
По траве орех катала, и другой лапкой катала,
но скорлупку не сломала.
Между лапками катала
Очень сильно прижимала
3. Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.
вперед-назад, вперед-назад,
не поддается никак.
4. Грецкий орех берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, и т. д. пальцы передают друг другу.
белка к пальчикам пришла,
помогите, орех расколите!
Пальчики взялись за дело:
сильно сжимали, друг другу передавали
5. Перекидывать орех из руки в руку:
Не смогли орех сломать,
И давай с ним играть
Комплекс упражнений с карандашом:
С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.
1. «Покатаем!». Раскатывания карандаша между ладонями от кончиков пальцев до запястья, хорошо прижимая.
2. «Передай!». Передача карандаша из одной руки, зажав в кулачок – другой руке.
3. «Утюжок!». Раскатывание карандаша по тыльной стороне ладони, одной и другой рукой.
4. «Подружим!». Передай карандаш каждому пальчику. Карандаш зажать между большим и указательным правой руки, передать в такое же положение левой руке. Затем зажать между указательным и средним…
5. «Замочек!». Пальцы зажимают карандаш крепко в ладонях, удерживая его, разжимают пальцы и соединяют в замок.
6. «Вертолёт» Вращение карандаша между пальцами поочередно одной и другой рукой.
7. «Поймай меня!». Одной рукой отпускаем карандаш вертикально, другой – ловим.
Интересны также и разнообразные упражнения с другими различными мелкими предметами:
с разноцветными пуговицами
с катушками,
с крупами,
цветными шариками Марблс,
с массажными мячиками; кольцами Су-Джок,
со скрепками,
с пробками, крышечками, брелками, и т. д.
Таким образом, нетрадиционные подходы к пальцевой моторике значительно повышают эффективность коррекционной работы с логопедическими детьми.