Светлана Платунова
Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Последние несколько лет к проблеме ОВЗ наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У детей с умственной отсталостью всегда страдает речевое развитие. При этом нарушены все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. В речи детей часто встречается неправильное употребление слов. Пассивный словарь значительно превышает активный. Развитие моторики, в том числе и речевой,протекает замедленно, недифференцированно.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ОВЗ, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. ОВЗ сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в нашем случае наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны, и даже безречие.
Учёными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.
В своей работе я уделяю особое внимание развитию мелкой моторики рук, таким образом, я, стимулирую речевой центр, развиваю речь. Нарушение тонкой моторики у детей с ОВЗ затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции.
В своей работе я определила несколько эффективных способов развития мелкой моторики :
- игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);
- пальчиковые игры;
- лепка;
- самомассаж кистей и пальцев рук (су-джок, поглаживание, разминание);
- застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая
тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук;
- завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое
такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ученика;
- всасывание и выдавливание воды при помощи пипетки, поролона,
трубочек и т. п. развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук, тренирует дыхание (вдох и выдох).
- нанизывание бус и пуговиц.
- плетение косичек из ниток, шнурков и др;
- игры в мяч, с кубиками,
- пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого
сопровождения, объединенные в комплекс);
- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки,
графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда.
- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр
теней.
- изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов.
Последний пункт наиболее интересен детям, а кроме того, дает положительный эффект: это способствует не только развитию мелкой моторики рук, но развитию воображения, приобщению к прекрасному. Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: учить их восторгаться причудливой красотой цветов, плодов различных растений, осенних листьев, морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого цветка, животного можно подметить своеобразие внешнего вида: формы, цвета, поверхности и т. п. Поэтому в работе с природным материалом все это надо учитывать.