Приложение МААМ

Развитие мелкой моторики рук у детей с использованием нетрадиционных техник в кружке сенсорного развития

Юлия
Развитие мелкой моторики рук у детей с использованием нетрадиционных техник в кружке сенсорного развития
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мелкой моторики рук у детей с использованием нетрадиционных техник в кружке сенсорного развития

Седачева Юлия Борисовна, воспитатель

МАОУ «Гимназия» г. Реутов, Московская область

Аннотация. Развитие мелкой моторики у дошкольников играет ключевую роль в формировании речи, когнитивных способностей и подготовке к письму. В статье рассматриваются нетрадиционные техники, используемые в кружке сенсорного развития, которые помогают детям совершенствовать движения пальцев рук через нестандартные упражнения и игровые методы. Описаны оригинальные приемы работы с сыпучими, пластичными и текстурными материалами, а также техники рисования без кистей. Приведены практические примеры игр и упражнений, направленных на сенсомоторное развитие, развитие координации движений и активизацию тактильных ощущений.

Ключевые слова: мелкая моторика, сенсорное развитие, нетрадиционные техники, тактильные ощущения, игровые методы, дошкольное образование.

Развитие мелкой моторики – это не просто тренировка пальцев, а целый процесс, включающий в себя развитие координации, сенсорного восприятия и даже эмоциональной регуляции. Недостаточная сформированность мелкой моторики может привести к трудностям в овладении письмом, рисованием и даже в выполнении бытовых действий, таких как застегивание пуговиц или завязывание шнурков. Поэтому задача педагога – не только вовремя выявить такие трудности, но и предложить детям увлекательные и эффективные упражнения, которые помогут им развивать ловкость рук.

Работа с песком, крупами, манкой и другими сыпучими материалами – один из самых простых и доступных способов тренировки пальцев. В кружке сенсорного развития можно организовать целый «уголок ощущений», где дети смогут играть с различными текстурами. Например, игра «Кладоискатель» предлагает ребенку находить в толще крупы мелкие игрушки или бусины, используя только пальцы. Это помогает развивать точность движений, тактильное восприятие и усидчивость.

Другой интересный вариант – «Песочные узоры». Для этого потребуется манка или мелкий песок, насыпанные на поднос. Дети кончиками пальцев рисуют на поверхности разные узоры, буквы или цифры, стирают их и начинают заново. Такое упражнение не только тренирует координацию движений, но и подготавливает руку к письму.

Рисование без кистей – необычный, но очень полезный способ развития моторики. Вместо традиционных инструментов детям можно предложить рисовать пальцами на пене для бритья, соли, крахмале или влажном стекле. Например, в игре «Волшебное стекло» ребенок проводит пальцем по запотевшей поверхности, оставляя за собой четкие линии. Это не только развивает тонкие движения руки, но и приносит удовольствие, превращая обучение в увлекательное занятие.

Особой популярностью у детей пользуется рисование по цветным гелевым пакетам. Для этого в герметичный пакет с застежкой заливают цветной гель или краску, а затем ребенок нажимает на него пальцами, перемещая цвета и создавая причудливые узоры. Такая игра не пачкает руки, но при этом отлично развивает силу пальцев и координацию движений.

Для тренировки тактильного восприятия можно использовать коврики с разными фактурами. Такой коврик легко сделать самостоятельно, пришив на плотную ткань кусочки меха, джинсовой ткани, сетки, поролона и других материалов. Дети могут наступать на него босыми ногами, проводить по нему руками, изучая различие текстур.

Альтернативой коврикам являются тактильные мешочки. В них можно насыпать фасоль, горох, рис или бусины. Задача ребенка – ощупать мешочек и угадать, что внутри. Можно усложнить задачу, предложив малышу найти среди фасоли пуговицу или маленькую фигурку. Это развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сенсорное восприятие.

Лепка из теста, пластилина и других пластичных материалов – один из самых эффективных способов развития мелкой моторики. Однако традиционные упражнения можно сделать интереснее, добавив нестандартные элементы. Например, детям можно предложить работать с соленым тестом, добавляя в него ароматические масла. Такое задание не только развивает моторику, но и стимулирует обоняние, создавая многосенсорный опыт. Один из увлекательных вариантов – «Тесто-сюрприз». Для этого в тесто прячут мелкие бусины или пуговицы, а ребенок должен размять массу, чтобы найти их. Это занятие требует усилия, тренируя силу пальцев и координацию движений.

Другой необычный способ – работа с кинетическим песком или тестом на основе крахмала и воды. В процессе игры дети не только мнут, катают и режут материал, но и учатся контролировать силу нажатия, что крайне важно для подготовки руки к письму.

Работа с водой – это не только приятное занятие, но и эффективный способ тренировки мелкой моторики. Одна из самых простых игр – «Переливание воды», когда дети с помощью пипеток или маленьких ложек переносят жидкость из одного стаканчика в другой. Это тренирует точность движений и координацию рук.

Не менее полезной является игра «Мыльные пузыри». Надувая пузыри через трубочку, дети контролируют силу выдоха, что косвенно влияет на развитие речи. А если предложить им ловить пузыри влажными ладонями или хлопать по ним пальцами, упражнение приобретает дополнительный сенсорный эффект.

Использование нетрадиционных техник в кружке сенсорного развития позволяет сделать занятия интересными, насыщенными и эффективными. Работа с различными материалами, текстурами и фактурами не только тренирует мелкую моторику, но и способствует общему сенсорному развитию детей. Важно, чтобы занятия проходили в игровой форме, без принуждения, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Только в этом случае можно достичь максимального эффекта и заложить прочную основу для дальнейшего успешного обучения.

Список литературы

1. Баина М. А. Особенности развития мелкой моторики руки детей страшего дошкольного возраста // Экономика и социум. 2017. №12 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-melkoy-motoriki-ruki-detey-strashego-doshkolnogo-vozrasta

2. Власова О. Н., Гришенкова Т. Д. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через продуктивные виды деятельности // Инновационная наука. 2024. №11-2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-detey-rannego-vozrasta-cherez-produktivnye-vidy-deyatelnosti

3. Часовских А. В. Развитие мелкой моторики у детей / А. В. Часовских, С. А. Тетерева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 403-404. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96116/

4. Шайдурова Н. В. Эффективность использования техники Sand Art в развитии мелкой моторики и художественного творчества детей дошкольного возраста // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-tehniki-sand-art-v-razvitii-melkoy-motoriki-i-hudozhestvennogo-tvorchestva-detey-doshkolnogo-vozrasta

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторикиДидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия - это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Дидактическое пособие из фетра для сенсорного развития и мелкой моторики рук детей 2–3 лет «Украсим ёлочку»Дидактическое пособие из фетра для сенсорного развития и мелкой моторики рук детей 2–3 лет «Украсим ёлочку» Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие из фетра для сенсорного развития и мелкой моторики рук детей 2-3 лет..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук у детей с использованием нетрадиционных техник в кружке сенсорного развития
Опубликовано: 11 марта 2025 в 22:02
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей с использованием нетрадиционных техник в кружке сенсорного развития» (включая файлы) размещена пользователем Юлия (УИ 3499342) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД