Светлана Ищенко
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой.
Темочки:
Дети часто чувствуют себя несостоятельными. Это влияет на эмоциональное состояние ребёнка, на его самооценку.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а речь.
Цель:
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности».
Задачи:
Усвоить пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
Развивать координацию движений рук;
Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность;
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении с детьми и взрослыми.
Этапы работы по теме:
1. Подбор и изучение литературы:
Интернет источники
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М. : «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. - М. : ТЦ «Сфера», 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. -СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. - Каро:2008
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
2. Образовательные области, затрагиваемые при развитии мелкой моторики рук :
- Познавательное развитие
- Социально - коммуникативное развитие
- Художественно - эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Речевое развитие
3. Виды деятельности:
3.1. В своей работе использую разные виды деятельности. Рисование ладошками, пальчиками, ватными палочками, цветными карандашами развивает воображение, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие. Воспитывает аккуратность, эмоциональную отзывчивость.
3.2. Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Они обладают гибкостью, лёгкостью и способны держать объём. Из них можно делать разные поделки. Путём сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые мы используем для создания аппликации. Этот вид деятельности хорошо развивает мелкую моторику рук малышей, а также фантазию, внимание и эстетический вкус.
3.3. Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Они обладают гибкостью, лёгкостью и способны держать объём. Из них можно делать разные поделки. Путём сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые мы используем для создания аппликации. Этот вид деятельности хорошо развивает мелкую моторику рук малышей, а также фантазию, внимание и эстетический вкус.
3.4. Развитие активности и любознательности детей в процессе познавательной деятельности, формирование умения выполнять простые рисунки на песке с помощью своих пальчиков и формочек для песка.
3.5. Для развития речи, внимания и мелкой моторики рекомендуется регулярно делать массаж ладошек малыша и играть с ним в пальчиковые игры. Очень полезны в таких играх массажные мячики. Кроме своих стандартных функций игрового предмета, мячик массажирует кончики пальцев ребёнка закруглёнными шипами, развивая тактильные ощущения и стимулируя точки на ладошках.
Нормализует мышечный тонус, стимулирует речевые области в коре головного мозга. Развивает связную речь детей, память, внимание
3.6. Дидактические игры по сенсорному развитию «Разложи фигурки по цвету», «Наряди матрешку». Игры помогают развивать мелкую моторику рук, способствуют формированию представления о цвете, о геометрических фигурах.
3.7. Шнуровка - один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры - наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию движений пальцев рук, мелкой моторики а также развитию речи ребёнка.
Игры с матрёшками помогают совершенствовать тактильные ощущения. Развивают мелкую моторику рук. Учат детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.
3.8. Игры с конструктором развивают творческие и умственные способности ребёнка, его самостоятельность, усидчивость, внимание, произвольность, совершенствуют мелкую и крупную моторику.
3.9. Игры с пирамидками развивают моторику рук, формируют умение сравнивать предметы по величине, группировать их по цвету, закреплять понятия «много»-«один»
3.10. Игры со счетными палочками способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики.
3.11. Игры с мозайкой формируют у детей восприятие цвета, интереса к игре, развивают мышление, мелкую и общую моторику.
3.12. Дидактическая игра: «Разрезные картинки» способствует развитию мелкой моторики, учит собирать целое из частей;
развивает мышление детей.
3.13. Дидактическая игра: Три поросенка «Раз,два, три -замочек отвари». Игра представлена с различными видами замочков (крючки, задвижки, резиночки на гвоздиках, крутилки, змейки. Способствует развитию зрительной памяти и внимания, совершенствует навыки мелкой моторики и даёт возможность сосредоточиться на координации движений рук с проговариванием того, что видит ребёнок.
3.14. Пазлы способствуют развитию мелкой моторики рук, учимся соединять части предметов в одно целое.
Магнитный планшет способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей.
3.15. Игры с прищепками - это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку. Вырабатываются хватательные навыки, укрепляется и развивается кисть.
3.16. Дидактические игры на липучках способствуют развитию речи, памяти, внимания, логического мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики и целостной картины мира.
Вывод.
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться отличных результатов. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает прямое влияние на развитие речи. Дети с хорошо развитой моторикой чувствуют себя более уверенно и легко.