Светланаа балантаева
Развитие мелкой моторики рук посредством «Пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук по средствам
«Пальчиковых игр»
Балантаева С. Г., воспитатель
МАДОУ-детского сада общеобразовательного вида
№479 «Берег детства»
Истоки способностей и дарований детей
На кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря.
Идут тончайшие ручейки,
Которые питают источники творческой мысли.
В. Сухомлинский
На сегодняшний день многие родители недостаточно просвещены в данном вопросе.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук посредством „Пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Многие дети, придя в детский сад, еще не умели разговаривать. Родители в меньшей степени занимаются с детьми, так как большинство из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают теле - аудио - видео, играют в телефоны. Некоторые дети затрудняются правильно держать ложку. Это говорит о том, что у детей слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений.
Мне стала эта тема интересна, я захотела её изучить глубже и стала работать со своими воспитанниками в этом направлении. Определила для себя последовательность действий в режимных моментах. В работу, представленную мною, ввожу в собственную практику приемлемые и наиболее оптимальные формы и методы работы.
Мной разработаны занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-4 лет, создана картотека пальчиковой гимнастики, игры на развитие мелкой моторики и координации пальцев рук, а также разработано тематическое планирование пальчиковых игр со стихотворным сопровождением.
Работа по развитию мелкой моторики должно проводиться регулярно. Только тогда можно будет достигнуть наибольшей эффективности.
Сюда входит массаж пальцев рук каждого пальчика, каждой фаланги, поглаживание и легкое разминание в течение 2-3 минут. Сначала пальцы ребенка я сгибала и разгибала, затем ребенок это выполняет самостоятельно. Для детей 3-4 лет игры с пальчиками очень интересны, особенно если они играют со взрослыми.
С целью предотвращения переутомления и поддержания интереса ребенка я использовала индивидуальный подход и следила, чтобы длительность занятия не превышала 15 минут. На начальном этапе проводила пальчиковую гимнастику с опорой руками о стол или другую поверхность. А потом уже в положении с согнутыми руками перед собой на уровне груди.
Пальчиковые игры начинала с самых простых игр, таких как «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное движение) : «Птички» (птички-пальчики «склевывают», например, слова с заданным звуком) : «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают», каждый пальчик ведущей руки). Затем перешла к более сложным играм.
В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр часто использовала малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки). Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует координации и произвольной моторики, кроме того, с помощью стихотворений вырабатывала правильный ритм дыхания, развивала речеслуховую память.
В пальчиковые игры включала, как в физминутки на занятия, так и вовремя утренней гимнастики, умывания, одевания, в свободное время утром, на прогулке и после сна.
В своей работе использовала методику М. С. Рузина «Страна пальчиковой гимнастики».
А также в работе я использовала следующие методы и приемы работы: пальчиковый игротренинг, массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика,физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, пальчиковый театр, разучивание потешек, пальчиковые игры с атрибутами.
Пополнилась развивающая предметно - пространственная среда:
- Пазлы крупные.
- Шнуровка с макаронными изделиями.
- Игры с использованием бельевых прищепок «Солнышко», «Тучка», «Ежик».
И для развития мелкой моторики использовала : грецкие орехи, каштаны, массажный мячик, карандаш (для самомассажа кисти рук) крупная мозаика, шнуры, бусины, пуговиц, макаронные изделия (для нанизывания, пособия по застегиванию пуговиц разной величины: фланелеграф с разными картинками, животные, овощи, фрукты и т. п.
Коробочки для собирания и перекладывания мелких предметов : цветные клубочки ниток для перематывания и выкладывания узоров на бумаге, фланелеграфе «Рисуем ниточкой».
Пособия со шнуровкой: «Вагончик», «Дерево» и т. д.
Наборы резиновых игрушек для укрепления мышцы руки: дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из ракушек, семян и другого природного материала.
Счетные палочки для выкладывания узоров с образцами рисунков: головоломки «Собери картинку».
Пальчиковый театр и ручной (вязаный) : «Репка», «Маша и медведь»…
Конструкторы: крупный «Лего», Пирамидка, кубики деревянные «Домик», «Животные», «Картинки».
Также во время работы была создана картотека пальчиковых игр. К наиболее понравившимся играм возвращались по желанию детей. Старалась, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д.
Я организовывала пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые игры требовали участия обеих рук, что позволило детям научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же в свою очередь, при взаимодействии с родителями использовала такие формы работы: памятки, листовки, брошюры и т. п., консультации, папки-передвижки, регулярно провожу индивидуальные беседы, собрание в начале года, а также и в конце, рекомендую родителям давать детям больше самостоятельности при одевании, самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия формируют ручную умелость, для родителей я провела ряд консультаций по вопросам развития мелкой моторики.
В дальнейшем я планирую продолжать подбирать и использовать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук у дошкольников.
На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что все использованные мною средства для развития мелкой моторики являются эффективными. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, общая координация движений. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим.