Елена Клочкова
Развитие мелкой моторики рук. (Из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук. (Из опыта работы).
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Развитие мелкой моторики рук, (Из опыта работы)» размещена в разделах
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители, сейчас стараются покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки, тёплые и удобные куртки и кофты на молнии, и не надо долго перебирать пальцами и искать пуговицу и петельку. А еще много лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось многое делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Вот поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Ведь развитие мелкой моторики кисти руки очень важно, т. к. зрительно- моторная координация напрямую связана с обучением письму в школе.
Дети дошкольного возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей.
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, со стажем работы более 20 лет, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.
Я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики. В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи: совершенствуется зрительно-двигательная координация, ориентировка в микропространстве, укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки. Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они взаимовлияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизируют мыслительную деятельность и способствует решению головоломок с использованием счетных палочек. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер. Итогом моей работы стали тематические игровые комплексы (10-15 минут, которые проводятся с детьми в свободное время (утром, перед завтраком, индивидуально, в вечернее время) и состоят из следующих видов деятельности:
1. Массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок.
2. Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.
3. Работа с различным природным, бросовым материалом (семена, счетные палочки, бумага, тестопластика, шнурки, пуговицы, застёжки, кнопки, закручиваюшиеся пробки и т. д.)
4. Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпичными мячами, магнитными удочками).
5. Копирование узоров, рисунков или работа в прописях.
6. Сминание самоклеющейся пленки.
Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые комплексы проводятся с подгруппой детей (не более 10 человек) и требуют большого разнообразия раздаточного материала в достаточном количестве, в большинстве случаев его на всех детей не хватает, использую в работе подручный, или бросовый материал. В его подготовке мне помогают родители.
Иногда бросовый материал сам подсказывает, как его можно использовать по развитию у детей мелкой моторики кисти рук. Оформляя группу, я в работе использовала самоклеющуюся пленку (яркая, прочная бумага, и при этом не надо клея, мелкие кусочки пригодились для творческой работы с детьми. К 8 Марта, дети украшали кусочками самоклейки вазы для цветов, открытки в подарок мамам.
А как обрадовались дети, когда увидели бельевые прищепки, некоторые из детей боялись брать их в руки т. к. родители многие считаю, что это не игрушка. На занятиях и во время свободных игр детей прищепки «превращаются» в различных животных птиц насекомых, помогая развивать мелкую моторику рук дошкольников, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение. Безусловно, главная цель использования прищепок развитии мелкой моторики, это развитие тонких движений пальцев рук. Что бы заинтересовать ребёнка прищепками, я сделала силуэты животных, насекомых и птиц, с недостающими частями: ног, крыльев, лап, иголок, ушей. Мои ребята сразу сообразили куда надо подставить прищепки, для младшего возраста такие игры носят познавательный характер (дети закрепляют сколько лап у животных, у ежа на холке одни иголки, а бабочка не полетит без крыльев). Чтобы использованный вид тренинга пальцев не был скучным и утомительным, действия с прищепками озвучиваются веселыми стихотворными текстами, игровыми приемами. Можно применять прищепки в разыгрывании сценок.
Зайчик.
Мёрзнет зайка на опушке,
Спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка, не дрожи,
Лапки, ушки покажи.
Придумываю самые разные истории и рассказываю их вместе с детьми. Например:
«Однажды летом девочка Маша вышла на полянку. Погода была солнечная. Высоко в небе светило яркое солнышко, согревая нас своими ласковыми лучиками. (В это время ребенок кладет в левый верхний угол листа солнышко.) Она посмотрела вокруг: а вокруг зеленеет трава. (Положите в нижнюю часть бумажного листа зеленую полоску с прищепками – травку.) Над травой порхают бабочки. Одна бабочка с желтыми крыльями, другая — с красными, а у третьей бабочки крылья разноцветные: синие и красные. (Вместе с ребенком размещаю бабочек на траве, над травой.) Бабочки то поднимаются вверх, то снова опускаются вниз к травке, то собираются в круг, то летают друг над другом. (Перемещайте бабочек.) Потом бабочки устали летать и опустились на траву». Игры с прищепками развивают фантазию, творческие способности, воображение.
Разнообразие используемых материалов позволяет варьировать виды деятельности детей от складывания оригами до тестопластики, от шнуровки до вышивания. Для подборки речевого материала использую загадки, скороговорки, физкультминутки, небольшие стихотворения.
Я хочу поделиться наиболее яркими, простыми, и интересными для детей и воспитателей моментами по работе над развитием мелкой моторики рук детей.
1. Работа с нитками очень разнообразна. Мы начинаем с рисования картинок по силуэту.
2. Еще один способ создания картин из ниток – мелкое их нарезание и приклеивание к трафарету. Дети с удовольствием работают в парах.
3. Шнуровка – дело знакомое еще с младшей группы. Мы предлагаем на деревянной дощечке с дырочками изобразить методом шнуровки печатные цифры.
4. Плетение разноцветными шнурками помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук.
5. С помощью семян и плодов создаются узоры и пейзажи, развивается творческое воображение.
6. Счетные палочки – первые помощники на любом занятии. Из них мы выкладываем буквы, ответы на загадки, решаем головоломки.
7. Камушки помогают нам не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв и цифр.
8. Макароны и крупа – это не только вкусно, но еще и красиво (дети сами их раскрашивали).
9. Какая модница откажется от украшений, созданных детскими руками.
10. На одной доске разместили весь тренировочный материал который поможет ребёнку развить моторику рук и поможет ему при самообслуживании (застегивание кнопок, пуговиц, молний, ремней, отмыкание и замыкание замков, задвижек, закручивание пробок, плетение кос.)
Все мы знаем насколько важно развитие мелкой моторики у детей для дальнейшего успешного обучения в школе, развития речи. Этому способствуют занятия в кружке «Умелые ручки», который провожу один раз в неделю во второй половине дня. Дети с удовольствием работают с бумагой, изготавливают поделки в стиле «Оригами», игрушки из природного, бросового материала. Это интересно, красочно и познавательно.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Для диагностики сформированности навыка письма можно использовать рабочие тетради и прописи.