Марина музафарова
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Я в этом году работаю с детьми от трёх до четырёх лет. Дети в основном домашние. Адаптация детей к условиям детского сада прошла преимущественно в лёгкой форме. Для приёма детей были созданы благоприятные условия. Куплены новые, яркие игрушки. Организованны развивающие центры в рамках группового пространства.
На рубеже трёх лет любимым выражением ребёнка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый – характерное противоречие кризиса трёх лет.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Новая ситуация социального развития ребёнка несомненно положительно сказывается на его достижениях и успехах. В этом возрасте наблюдается интенсивное физическое и психическое развитие.
Эмоциональное развитие характеризуется проявлениями таких чувств, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к сверстникам, может переживать другому ребёнку и героям сказок.
Становление предпосылок трудовой деятельности: самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, пользоваться расческой, платком, полотенцем,отправлять свои естественные нужды. В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины бодрствования)
Ребёнок начинает чаще вступать в общении со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Но половина группы детей пришли не говорящих или плохо говорящих. Поэтому я приняла решение, что нужно для развития речи, развивать мелкую моторику рук.
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата, практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») детей способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.
Наибольшее воздействие от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
Специфика работы по развитию мелкой моторики позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство
Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностью, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком деятельности, поддерживая любопытство и развивая интерес детей совместному со взрослым и самостоятельному познанию (обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами)
Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию. Актуальность в развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
Понимая, что развитие мелкой моторики одна из важных задач в дошкольном возрасте, я разработала план моих действий (мини проект)