Людмила Сапожникова
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в ходе реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в ходе реализации ФГОС
«Чем больше уверенности в движении
детской руки, тем ярче речь ребенка,
чем больше мастерства в детской
руке, тем ребенок умнее».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в ходе реализации ФГОС» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка
Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка, как один из важных этапов на пути непрерывного образования в жизни человека.
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».
2 года назад, начав работать в ясельной группе, я решила выбрать тему «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, сандалии. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, они плохо раскрашивают рисунки.
Поставила цель: Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
Определила задачи:
1. Развивать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей.
2. Способствовать развитию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр.
3. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
4. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. С родителями была проведены родительские собрания, консультации «Развитие мелкой моторики в домашних условиях», оформлена папка-передвижка «Игры и задания для развития мелкой моторики», информация для родителей «Пальчиковая гимнастика для младшей группы». Провела индивидуальные беседы с родителями детей с плохо развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», предложила поиграть в несложные игры, например с крупой «Найди что спрятано», нанизывание бус, работа с мозаикой и др.
Следующий аспект – это занятия кружка «Наши пальчики играют». Кружок работает уже 2 года, проводится на базе младшей группы ДОУ в свободное от образовательной деятельности время 1 раз в неделю, в среду, 15.55 – 16.10 по подгруппам.
Цель кружка:
Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи: развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
формировать добрые взаимоотношения между детьми;
развивать речь, внимание, память и способность сосредотачиваться
Формы работы: пальчиковые игры, игры с предметами и материалами, массаж рук.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Этим играм уделяю большое внимание. Пальчиковые игры провожу во время утреннего приема, после сна, на прогулках. В группе есть картотека пальчиковых игр, которая постоянно пополняется
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывает массаж. Использую для массажа мячи ежики, карандаши, шишки. Есть картотека массажа мячами-ежиками.
Очень нравятся детям игры-шнуровки, они развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки.
Самая любимая игра – это игры с прищепками – они развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Если вначале это были простые игры – нацепить прищепки вокруг формы, то сейчас это уже получается полный шедевр.
Используем счетные палочки. Мои малыши, особенно мальчики, любят выкладывать из палочек контуры предметов по образцу.
Малыши любят игры с мелкими предметами - пазлы, лото, мозаика, выкладывание узоров из пробок и пуговиц. Одно из любимых занятий – это обрывание бумаги, салфетки. Подарок для мам к 8 Марта – это открытка, сделанная своими руками. Дети обрывали салфетки, скатывали в комок и у нас получилась мимоза.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование. Используем в работе с детьми раскраски, дети с удовольствием раскрашивают их.
Таким образом, видно, что проводимая работа разнообразна и широко представлена. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, смогли добиваться поставленной цели. В результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Дети в группе стали в общении пользоваться речью, с удовольствием рассказывать знакомые сказки, стихи, потешки. Поэтому будет продолжена дальнейшая работа по развитию мелких движений руки ребенка, что позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в интеллектуальном развитии. Проведена диагностика определения уровня развития мелкой моторики.
Литература
Большакова С. В. «Формирование мелкой моторики рук» Москва, 2010г.
Крупенчук О. И. «Тренируем пальчики- развиваем речь» Санкт-Петербург, 2011г.
Шанина С. А., Гаврилова А. С. «Играем пальчиками-развиваем речь». Москва, 2008г.
Шмелева С. Б. «Пальчиковые игры», Москва, 2010г.