Получи документы

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в ходе реализации ФГОС

Людмила Сапожникова
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в ходе реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в ходе реализации ФГОС

«Чем больше уверенности в движении

детской руки, тем ярче речь ребенка,

чем больше мастерства в детской

руке, тем ребенок умнее».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в ходе реализации ФГОС» размещена в разделах

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка

Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка, как один из важных этапов на пути непрерывного образования в жизни человека.

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».

2 года назад, начав работать в ясельной группе, я решила выбрать тему «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, сандалии. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, они плохо раскрашивают рисунки.

Поставила цель: Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Определила задачи:

1. Развивать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей.

2. Способствовать развитию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр.

3. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

4. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. С родителями была проведены родительские собрания, консультации «Развитие мелкой моторики в домашних условиях», оформлена папка-передвижка «Игры и задания для развития мелкой моторики», информация для родителей «Пальчиковая гимнастика для младшей группы». Провела индивидуальные беседы с родителями детей с плохо развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», предложила поиграть в несложные игры, например с крупой «Найди что спрятано», нанизывание бус, работа с мозаикой и др.

Следующий аспект – это занятия кружка «Наши пальчики играют». Кружок работает уже 2 года, проводится на базе младшей группы ДОУ в свободное от образовательной деятельности время 1 раз в неделю, в среду, 15.55 – 16.10 по подгруппам.

Цель кружка:

Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи: развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;

формировать добрые взаимоотношения между детьми;

развивать речь, внимание, память и способность сосредотачиваться

Формы работы: пальчиковые игры, игры с предметами и материалами, массаж рук.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Этим играм уделяю большое внимание. Пальчиковые игры провожу во время утреннего приема, после сна, на прогулках. В группе есть картотека пальчиковых игр, которая постоянно пополняется

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывает массаж. Использую для массажа мячи ежики, карандаши, шишки. Есть картотека массажа мячами-ежиками.

Очень нравятся детям игры-шнуровки, они развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки.

Самая любимая игра – это игры с прищепками – они развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Если вначале это были простые игры – нацепить прищепки вокруг формы, то сейчас это уже получается полный шедевр.

Используем счетные палочки. Мои малыши, особенно мальчики, любят выкладывать из палочек контуры предметов по образцу.

Малыши любят игры с мелкими предметами - пазлы, лото, мозаика, выкладывание узоров из пробок и пуговиц. Одно из любимых занятий – это обрывание бумаги, салфетки. Подарок для мам к 8 Марта – это открытка, сделанная своими руками. Дети обрывали салфетки, скатывали в комок и у нас получилась мимоза.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование. Используем в работе с детьми раскраски, дети с удовольствием раскрашивают их.

Таким образом, видно, что проводимая работа разнообразна и широко представлена. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, смогли добиваться поставленной цели. В результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Дети в группе стали в общении пользоваться речью, с удовольствием рассказывать знакомые сказки, стихи, потешки. Поэтому будет продолжена дальнейшая работа по развитию мелких движений руки ребенка, что позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в интеллектуальном развитии. Проведена диагностика определения уровня развития мелкой моторики.

Литература

Большакова С. В. «Формирование мелкой моторики рук» Москва, 2010г.

Крупенчук О. И. «Тренируем пальчики- развиваем речь» Санкт-Петербург, 2011г.

Шанина С. А., Гаврилова А. С. «Играем пальчиками-развиваем речь». Москва, 2008г.

Шмелева С. Б. «Пальчиковые игры», Москва, 2010г.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации программы «Кисточка» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, они питают источник.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС до) Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС ДО) Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в ходе реализации ФГОС
Опубликовано: 12 июля 2024 в 23:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в ходе реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Сапожникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД