Татьяна Вахрушева
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством обучения технике «оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством обучения технике оригами
Мелкая моторика – это способность осуществлять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных воздействий на важнейшие нервные системы и мышечные. Важно, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими познавательными процессами, как мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Публикация «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством обучения технике „оригами“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Оригами формирует у детей способность работать руками под руководством сознания. Прежде всего, ребенок обучается общению с бумагой, отгадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Таким образом, обучение детей технике оригами является актуальным, так как оказывает большую роль на развитие мелкой моторики дошкольников, что содействует интеллектуальному развитию детей, успешным овладением навыками письма и другими навыками ручной умелости.
Оригами помогает:
Подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им доведется много писать;
Развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз-умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо.
Оригами – это одно из уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психического состояния, на любом этапе жизни, с раннего детства до старости. Оригами – это освобождение от тревожного состояния и гнева, проявление творческого потенциала личности. Оригами доставляет радость в жизни человека и его окружения, усиливает жизненные силы, помогает найти новое призвание в жизни.
В процессе исполнения оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются пониманием, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые по технике оригами.
Таким образом, ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами имеет большое значение в развитии детей. Занятия по обучению технике оригами развивают у детей дошкольного возраста мелкомоторные движения руки, что способствует подготовке детей к бучению в школе.
Для развития мелкой моторики можно использовать следующие методики:
Методика: «Упражнения на координацию движений»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (1-ладонь,сжатая в кулак;2-ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная; 3-распрямленная ладонь на плоскости).Ребенок выполняет пробу вместе с учителем. Когда ребенок запомнит последовательность, он выполняет упражнение (под счет -1, 2, 3).Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем –левой, а потом двумя руками вместе.
1.«Посолим капусту» Ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли.
Методика: «Упражнение дорожки» «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла –без ошибок.
2 балла –ребенок 1-2 раза вышел за границу линии.
1 балл –ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
0 баллов –с заданием не справился.
Методика: «Упражнение мячики» Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла –все линии прямые и попадают точно в кеглю.
2 балла -1-2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).
1 балл -3 и более ошибок.
0 баллов- с заданием не справился.
Воспитатель, приступая к занятиям оригами с детьми, должен сам освоить основы техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм, овладеть складыванием классических моделей.
Например,«Собачка»:
Возьмите лист тонкой или плотной бумаги нужного цвета (у нас оранжевый, но ваш пес может будет черным как Клякса или белым мраморным догом).
На бумаге с помощью линейки и карандаша размечаем квадрат. Лишнюю бумагу обрезаем.
Теперь действуем по схеме. Сложим квадрат пополам белой стороной внутрь, если у вас не двусторонний картон.
Уголки отогнем вниз. Это будут ушки нашего песика.
По линии отогните вверх нижний уголок. Это будет нос нашей собаки.
Теперь остается отметить на мордочке пса глазки.
Регулярные занятия с ребенком оригами - один из компонентов всестороннего, творческого развития и успешной подготовки к школьному обучению.