Татьяна Беркутова
«Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом» (консультация для родителей и педагогов)
▼ Скачать + Заказать документы
Как неповторима природа, так неповторимо и то, что создано из ее даров. Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде, даже если это самая простая птичка из обыкновенного желудя или перышка. Самодельные игрушки не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, «отзывчивым» материалом. Это и развитие нестандартного мышления и воображения. Общение с природным материалом обогащает ребенка, наполняет его реальными чувствами и представлениями благодаря причудливой окраске цветов и листьев, манящей спелости ягод, таинственному блеску соломки, космической форме камешков, смоляному запаху шишек. Деликатно и ненавязчиво педагог учит ребенка всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность - то, что образно называют «глазом художника». Природа как самый лучший художник воспитывает у своих маленьких зрителей подлинно художественный вкус.
Публикация «„Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом“ (консультация для родителей и педагогов)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Поделки из природного материала
- Природный материал. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Общение с природой знакомит детей с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди!». Действительно, если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле. Если понадобится березовая кора, то нужно найти поваленное дерево. Постепенно, шаг за шагом, ребенок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы, да и самой жизни на Земле, проникается идеей глубинной связи всего живого и неживого. Кроме того, работа с природным материалом развивает глазомер, аккуратность и, что очень важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторику).
Самое важное в работе с природным материалом - умение увидеть в форме какой-нибудь образ. Вот шишка, похожая на лесовичка (елку, ежика, дикобраза, ракету). А эта ветка напоминает рога оленя (медузу, коралл, трезубец Нептуна). Вот два листочка: один из них по форме и цвету похож на золотую рыбку, другой напоминает щуку. Природный материал хорош еще и тем, что его можно брать в руки и рассматривать со всех сторон - прямо, сверху, снизу, сбоку. С этой стороны плод каштана похож на спящего котенка, с другой - на вазу, а если посмотреть снизу - на летающую тарелку.
Для возникновения того или иного замысла часто имеет значение не только форм и цвет, но и фактура: колючий материал или мягкий, шершавый или гладкий. Пробуждение ассоциаций и развитие ассоциативного мышления -прочный мостик к самостоятельному творчеству. Угадывание и фантазирование, сами по себе очень увлекательны и полезны. Но нужно научиться делать выбор и останавливаться на одном из вариантов, чтобы можно было от фантазий перейти к делу - развить задуманную тему и воплотить ее в конкретной поделке. Если замысел интересен, оригинален и возникает легко, значит, ребенок способен видеть подготовленный для поделки природный материал и таким, каков он в своей природной форме, и таким, каким может стать в результате творчества. Если он замечает и чувствует, каким образом можно изменить природную форму (например, убрать лишнее - отломить, оторвать, отрезать, открутить, отщипнуть - или, наоборот, добавить недостающее - прилепить, прикрутить, приклеить, то легко сможет выбрать технику обработки материала и создать поделку самым подходящим способом. Это значит, что у ребенка развивается художественный взгляд, который помогает ему решать разные творческие задачи:
- всматриваться и чувствовать особенности природного материала во всей его гармоничной красоте, во всем его богатстве (форма, цвет, фактура, запах,
- видеть интересный образ - на что похоже или на что может быть похоже при соответствующей обработке;
- создавать задуманный образ - подбирать и добавлять к основной форме то, чего недостает для воплощения замысла;
- рассматривать вблизи и на расстоянии, любоваться или, напротив, отмечать недостатки, по возможности исправлять их;
- рассказывать о поделке или сочинять о ней историю, делать зарисовку натуры.
Особенности развития детского восприятия и творчества
Кода дети начинают мастерить из природного материала, они не сразу понимают, что их замысел и желание ограничены самой природной формой. Ведь они привыкли лепить из глины или пластилина, когда форма меняется или создается по собственному желанию (как хочешь или как можешь). Однако любой природный материал уже облечен в заданную форму. Поначалу это может удивить или насторожить маленького мастера. Но через некоторое время он свыкается с особенностями нового вида творчества и находит в этом несомненные достоинства. В чем задача педагога? Он должен показать детям, что объемные фигурки могут по-разному размещаться в пространстве: горизонтально, вертикально или наклонно (к примеру, медвежонок из шишки может сидеть, лежать или стоять на задних лапках). Тот или иной ракурс в первую очередь определяет образ будущей поделки. Вот так шишка похожа на сердитую лохматую собачку, а если ее повернуть, она напоминает пушистую елку. В ходе занятия взрослый обращает внимание: даже отдельные части либо детали образа обретают новый вид или смысл в зависимости от своего расположения. В результате различного размещения частей можно не только создавать разные образы, но и придавать различные позы одному и тому же человечку или животному. Если лапы или ноги прикрепить перпендикулярно туловищу на одинаковом расстоянии друг от друга, выйдет статичная фигурка. Если же расположить их под углом, будет казаться, что фигурка прыгает, бегает, сидит или лежит. Кроме того, педагог подводит к тому, что есть возможность экспериментировать с природным материалом. Например, если изменить положение некоторых частей и деталей, можно передать характер и настроение петушка. Вот он горделиво поднял головку, как бы сник, будто подавился бобовым зернышком. Если задумана сложная композиция из нескольких фигурок, советуем продумать их взаимное размещение. Фигурки следует располагать так, чтобы стало ясно, разговаривают ли они, ссорятся или вместе выполняют какую, работу. В единой композиции все фигурки должны соответствовать друг другу по размеру. Главные персонажи обычно крупнее прочих и располагаются в центре. И еще: дети должны знать, что основой для пространственных композиций могут быть вазоны с настоящими растениями, коробки, дно которых устлано мхом или посыпано песком, красивые срезы деревьев, ветки, камни, раковины - что угодно, в зависимости от темы, величины поделок, полета фантазии и реальных возможностей.
C давних времен люди знали о пользе лесных даров и чудесном влиянии их на человека: дети играли природными дарами : шишками, желудями, изогнутыми ветками и корнями. С удовольствием нанизывали твердые ягоды на нити и использовали как украшение. Изготовляли из бересты различные предметы: игрушки, украшения, посуду, обувь.
В наш век скоростей, информации и технологий мы как никогда нуждаемся в поддержке и защите природы. И это чувство взаимно. Каждый год «Красная книга» увеличивается на несколько страниц, перелистывая в прошлое пропавших ее обитателей. Именно сейчас необходимо прививать детям любовь к природе, учить их природоохранным действиям, внушать, что природа и человек – едины. Веселые игры с природными материалами, простейшие манипуляции с ними дадут ребенку представление об их разнообразии, зарядят живительной силой, и обязательно побудят детей к творчеству. Соберите вместе с ребенком природный материал : шишки, палочки, семена и плоды растений, листья, ракушки, перья… Приготовьте вспомогательный материал : клей, пластилин, ткань… И начинайте увлекательный процесс : конструирование из природного материала. Эта деятельность обогатит знания и умения детей, а так же будет развивать самостоятельность, творчество, логическое мышление, уверенность в себе.
Научите своего малыша быть ближе к природе!
Помните, что природа – наш дом!