Ирина Тимофеева
Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с ОНР через занятия вышиванием
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи детей. Речь находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше – подчеркивает Кольцова М. М. в книге «Ребенок учится говорить» Поэтому тренировка пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. А так как в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, то проблему развития мелкой мускулатуры рук можно считать актуальной.
Публикация «Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с ОНР через занятия вышиванием» размещена в разделах
- Вышивание, вышивка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Темочки
Многие исследователи детской речи придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук, и предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры- сказки, связанные с развитием тонкой моторики (Аксенова М. Я; Бот О. С. ; Ткаченко Т. А. ; Кудрявцева В. и др) Особую роль в процессе развития моторики, подготовке руки к письму играет ручной труд, который способствует развитию сенсомоторики- согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости пальцев и их силе. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам. Мое увлечение вышивкой и проявившийся интерес детей к этому занятию подтолкнули меня выбрать в качестве кружковой работы этот вид рукоделия. Занятия с нитками дают возможность детям с нарушением речи творчески выразиться, развить внимание, память, воспитать усидчивость, дисциплинированность, повысить самооценку. Вышивание, является необходимой составной частью воспитательно- образовательной работы с детьми с нарушением речи.
Проект «Волшебные ниточки»
Тип проекта: информационно- практико- ориентированный
Возраст детей: старший дошкольный (5-7 лет)
Продолжительность: долгосрочный
Проблема:
Недостаточно развита ручная координация у детей
с ОНР
Цель: Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через занятия вышивкой. Приобщение детей к основам рукоделия.
Задачи: 1. Разработать перспективный план деятельности,
учитывая принцип «от простого к сложному»,
индивидуальные интересы, склонности и
способности детей, способствующие самореализации
личности и создание мотиваций.
2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на
практике различные идеи.
3. Познакомить детей с техникой безопасности в работе с
иглой.
4. Установить такие взаимоотношения, которые позволят
создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия,
сотворчества взрослого и ребенка.
5. Вовлечь родителей в совместную работу над проектом,
создавая атмосферу совместного с ребенком творчества.
6. Приобщить детей к прошлому и настоящему своей культуры.
7. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
8. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, учить
проговариванию своих действий.
9. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласовывать
движение рук,ловкость, умение управлять своими движениями.
Содержание деятельности
1. Информационно-методическое обеспечение
• Изучение литературы
• Создание в группе уголка «Мастерилка»
• Составление перспективного плана работы кружка «Волшебные ниточки»
2. Работа с детьми
• Диагностика уровня развития мелкой моторики и развития творческих
способностей у детей.
• Экскурсия в мини- музей д/сада «Русская изба»
• НОД «Бабушкино полотенце» .Знакомство с элементами русской
вышивки.
• Рассматривание материалов (пяльцы, иглы, нитки, наперсток, игольницы)
• Беседа о технике безопасности в работе.
• Изготовление игольниц
• Показ приемов работы
• Изготовление и вручение подарков мамам, папам
• Музыкальная игра «Ты ниточка вертись»
• Игра «Узелок», Хоровод «Вышивка»
• Чтение «Как рубашка в поле выросла»,
«Умный наперсток», р. н. с «Василиса-Прекрасная»,"Хаврошечка"
• Выставка детских работ
• Сравнительная диагностика
3. Сотрудничество с родителями
• Родительское собрание «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР
через систему кружковой работы»
• Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук как
средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
• Оснащение необходимыми материалами: пяльцы, нитки, иглы
• Помощь в подготовке и организации выставок
Ожидаемый результат:
• Более высокий уровень развития мелкой моторики рук
• Устойчивый интерес к творческому процессу
• Создание системы работы занятием вышиванием
Перспективно-тематический план работы кружка «Волшебные ниточки»
Старшая группа
Октябрь
Тема: «Знакомство с вышивкой»
Тема: Беседа по технике безопасности.
Тема: Рассказ об истории иглы, булавки, ножницах, наперстке.
Тема: «Волшебная иголочка»
Ноябрь
Тема: «Натюрморт из овощей и фруктов»
Тема: «Осеннее деревце»
Тема: «Солнышко» (2 занятия (подарок к Дню Матери)
Декабрь
Тема: «Поросенок»
Тема: «Талисман года»
Тема: «Новогодние игрушки» (2 занятия)
Январь
Тема: «Маленькая елочка» (2 занятия)
Тема: «Зайчик»
Февраль
Тема: «Мишутка»
Тема: «Слоненок»
Тема: Игрушки: «Пароход», «Машинка»
Тема: «Красивые цветы» (подарок маме)
Март
Тема: «Красивые цветы» (подарок маме)
Тема: «Петушок».
Тема: «Веселые зверята» (2 занятия)
Апрель
Тема: «Космос». (2занятия)
Тема:[/i] «Закладки для выпускников». (2 занятия)
Май
Тема: Диагностика.
Тема: Вышивание по замыслу.
Тема: Выставка работ «Как хорошо в садике живется»
Подготовительная группа
Октябрь
Тема: «Ткани».
Тема: «История вещей». (2 занятия)
Тема: «Разноцветные ленточки».
Ноябрь
Тема: «Красивые цветы» (Пришивание пуговиц с двумя отверстиями)
Тема: «Красивые цветы" (Пришивание пуговиц с четырьмя
отверстиями)
Тема: Подарок ко дню матери «Прихватка» (2 занятия)
Декабрь
Тема: «Нитяная графика».
Тема: «Голубая гжель».
Тема: «Ёлочка». (2 занятия)
Январь
Тема: «Снежинка».
Тема: «Шарфик для куклы». (2 занятия
Февраль
Тема: «Пилотка» (3 занятия)
Тема: «Салфетка» – подарок маме.
Март
Тема: «Салфетка» – подарок маме.
Тема: Беседа «одежда».
Тема: «Юбка для куклы».
Апрель
Тема: «Подснежник».(2занятия)
Тема: «Цветик- семицветик». (2 занятия)
Май
Тема: «Бабочка»
Тема: «На лесной полянке»
«Наша выставка» – выставка детских работ.