Шатравина Оксана
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Тема: Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у дошкольников.
(Слайд 2).Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин ловкость. Ученые (Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов, Алексей Алексеевич Ухтомский, Владимир Михайлович Бехтерев) доказали, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Исследования показали исключительную роль движений двигательно- кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врождённой формой деятельности является – двигательная.
Публикация «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на организацию образовательного пространства ДОО, которое должно обеспечивать развитие у детей крупной и мелкой моторики.
В современной педагогической практике мелкой моторике уделяется внимание уже в первом полугодии жизни, предлагая ребенку игры различной степени сложности в зависимости от возраста.
Одним из эффективных педагогических средств развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста являются многочисленные упражнения: пальчиковые игры, игры с предметами, упражнения на бизибордах.
(Слайд 3.) Целью исследования является изучение педагогических условий использования пальчиковых игр по развитию мелкой моторики у детей 3-го года жизни.
С научным аппаратом исследования вы можете ознакомиться на слайде.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни.
Предмет исследования: пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни.
Слайд 4. (гипотеза исследования представлена на слайде)
Гипотеза исследования: мы считаем, что пальчиковые игры могут выступать эффективным средством развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни при соблюдении следующих педагогических условий:
- разработке и реализации системы специально подобранных упражнений для развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни;
- планировании системы пальчиковых игр в разных режимных моментах педагогического процесса ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- обогащении развивающей предметно-пространственной среды пальчиковыми играми, способствующими развитию мелкой моторики у детей 3-го года жизни.
В соответствии с гипотезой поставлены следующие задачи исследования, которые представлены на слайде (слайд 5) :
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни.
3. Разработать и реализовать систему работы с использованием пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики у детей 3-го года жизни.
4. Выявить динамику развития мелкой моторики у младших дошкольников на основе использования пальчиковых игр.
5. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей 3-го года жизни.
(Слайд 6)Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ Детский сад №9 «Колосок» ст. Грушевская Аксайский район c 15 детьми 3-го года жизни.
(Слайд 7)Практическая часть нашей работы посвящена выявлению уровня развития мелкой моторики у детей 3 -го года жизни.
Задачи исследования (представлены на слайде)
(Слайд 8)Для выявления уровня развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни, нами были подобраны и использованы диагностические комплексы, разработанные: Гуревичем Михаилом Осиповичем и Озерецким Николаем Ивановичем, Венгером Леонидом Абрамовичем, Левченко Ириной Юрьевной.
1. Упражнения на повторение фигур из пальцев.
2. Упражнения на скорость движений.
3. Упражнения на дорисовывание.
(Слайд 9)Уровень развития мелкой моторики у младших дошкольников оценивался по следующим критериям, разработанным М. О. Гуревичем и Н. И. Озерецким, Л. А. Венгером, И. Ю. Левченко, которые представлены на слайде:
- точность передачи движения;
- объем движений (полный, неполный);
- темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный);
- способность к переключению движений (переключается, пропуски, перестановки, лишние движения);
- способность правильно держать карандаш;
- владение техникой линии, штриха;
- плавность, непрерывность движения руки.
(Слайд 10)На диаграмме, представленной на слайде, показана количественная обработка результатов констатирующего эксперимента по диагностическому комплексу.
Таким образом, результаты диагностики свидетельствуют о следующем:
20% - высокий уровень - общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справлялся достаточно быстро.
40% - средний уровень - испытывает небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков; умеют достаточно правильно держать карандаш, линии чёткие, ровные.
40% - низкий уровень - дети затруднялись в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускали элементы; не умели правильно держать карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные.
(Слайд 11) Цель формирующего этапа эксперимента: разработать и реализовать систему работы с использованием пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики у детей 3-го года жизни.
Задачи формирующего этапа экспериментапредставлены на слайде 11:
1. Разработать и реализовать систему специально подобранных упражнений для развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни.
2. Включить систему пальчиковых игр в разные режимные моменты педагогического процесса ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду пальчиковыми играми, способствующими развитию мелкой моторики у детей 3-го года жизни.
(Слайд 12)С учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей 3-го года жизни мы подобрали материал для показа пальчиковых игр, составили перспективный план, в который включили:
-самомассаж рук (сгибание, разгибание, постукивание, растирание, поглаживание пальчиков);
Самомассаж начинали с лёгкого растирания подушечек пальцев, потягивания за кончики пальцев, растирание ладоней. Затем приступали к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений. Ребенку интересно было все, что происходит вокруг него. Дети пытались познать новое, прикасаясь к нему пальчиками (упражнение «Цветные лоскутики»).
(Игра «Чудесный мешочек»; упражнение «Найди такой же»).
-разучивание стихотворений, потешек, песенок, считалок с сопровождением движений пальчиками;
-серию пальчиковых игр (30 игр –например игры «Детки», «Муха – Цокотуха», «Зайчики», «Пальчики кивают», «Колечки», Дружба», «Гости», «В гости» и т. д.);
- включение пальчиковой гимнастики для рук во второй половине дня (после сна) или включение элементов упражнений в утреннюю гимнастику.
Решая третью задачу по обогащению развивающей предметно-пространственной среды пальчиковыми играми, мы поместили в центр активности детей материалы для упражнений в сенсомоторном развитии : чудесный мешочек, наборы для пересыпания из кувшина в кувшин (2 фаянсовых кувшина и мешочек гречки); набор для перекладывания ложкой (две миски, деревянная ложка и фасоль, «корзина сокровищ» и т. д. С помощью родителей были изготовлены бизиборды.
(Слайд 13)На завершающем этапе исследования был проведен контрольный эксперимент, который позволил оценить результативность формирующего этапа эксперимента. Цель представлена на слайде.
Цель: выявить динамику развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни на основе использования пальчиковых игр.
Для выявления уровня развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни мы использовали те же диагностические комплексы, разработанные М. О. Гуревичем и Н. И. Озерецким, Л. А. Венгером, И. Ю. Левченко, что и на этапе констатирующего этапа эксперимента.
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов представлены на слайде (14).
Как показано на слайде количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики увеличилось с 20% до 60%, а количество детей с низким уровнем – уменьшилось с 40% до 7%.
Движения пальцев и кистей рук у детей стали более точные, ловкие, со всеми заданиями справились намного быстрее и легче.
В результате проведенных экспериментов и анализа, полученных данных, мы можем делать следующие выводы:
Проведенная нами работа (разработка и реализация системы работы с использованием пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики у детей 3-го года жизни, обогащение развивающей предметно - пространственной среды группы ДОО предметным содержанием, необходимым для развития мелкой моторики) позволила получить достаточно высокие результаты развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Анализ результатов контрольного эксперимента позволил обнаружить, что у детей повысились точность, непрерывность движений кистей рук и пальцев, скорость движений.
(Слайд 15)На основе полученных данных нами были составлены методические рекомендации по данной теме, с которыми вы можете ознакомиться на слайде:
1. Изучить исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов по проблеме развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни.
2. Провести количественный и качественный анализ существующей практики развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать и реализовать систему специально подобранных упражнений для развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни.
4. Включать систему пальчиковых игр в разные режимные моменты педагогического процесса ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей данной возрастной группы.
5. Разнообразить центр активности детей материалами для упражнений в сенсомоторном развитии : чудесный мешочек, наборы для пересыпания из кувшина в кувшин (2 фаянсовых кувшина и мешочек гречки); набор для перекладывания ложкой (две миски, деревянная ложка и фасоль, «корзина сокровищ» и т. д.
6. Повышать педагогическую компетентность родителей по проблеме развития мелкой моторики у детей 3-го года жизни с помощью разнообразных форм взаимодействия с ними: консультаций, бесед, вечеров вопросов и ответов, родительских собраний.
(Слайд 16) Благодарю за внимание!