Татьяна Щербакова
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Задачи:
1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.
3. Заинтересовать проблемой.
4. Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития
мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.
Публикация «Родительское собрание „Развитие мелкой моторики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки
и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи,
писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое
белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей»,
«Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки —
лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».
Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей
дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что
существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в
том числе.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты,
изучающие деятельность мозга, психику детей.
Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями
головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между
мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты
мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы,
которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики
малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или
карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал
канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким
наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка
соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около
трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т. е. речевой
аппарат, остальное тело непропорционально мало.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у
детей большинство родителей узнают только перед школой. Это
оборачивается форсированной нагрузкой на ребё нка: кроме усвоения новой
информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах
карандаш.
Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка,
прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители
видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные
воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться
полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох,
разложить карандаши, порисовать, полепить и т. д. Это касается так же и
бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется,
зашнурует ботинки или застегнет пуговицы.
Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения
пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно
сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка,
вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро
устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание
букв.
Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки
малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной
деятельности, специальных игр и упражнений, и конечно же, не надо
забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.
Приемы для развития мелкой моторики пальцев рук.
Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приемы для
развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее
эффективными.
1. Катать шарики из пластилина. Пока ребенок не будет до конца выполнять
это упражнение, к следующему не переходить.
2. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
3. Перебирать крупные деревянные бусы, четки.
4. Собирать, складывать пирамидки.
5. Работать с вкладышами (Монтессори).
6. Застегивать пуговицы.
7. Завязывать, развязывать узлы.
8. Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.
Средства развития мелкой моторики рук.
Различные игры: мячи, пазлы, пирамидки, формы.
Пластилин, глина, песок, вода, крупы, бумага, куклы, бусы, пуговицы,
природный материал, карандаши, нитки, веревки и т. д.
Игры с пластилином: мнем и отщипываем; надавливаем и размазываем;
скатываем шарики, раскатываем колбаски; режем на кусочки; лепим
картинки; готовим обед.
Игры с бумагой
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и
упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в
красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из
бумажных полос, занятия в технике «оригами» : складывание корабликов,
самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Игры со счетными палочками
В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные
палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на
улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, вооббражение,
познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными
пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.
Игры с конструктором и мозаикой, пазлы.
Развитие тактильных чувств.
Игры с прищепками, коробочки где лежит нарезанный материал, мягкий,
грубый, шероховатый, с ворсом и т. д. Который ребенок может трогать и
рассказывать о своих чувствах. Мешочки с камушками, ракушками и разным
другим материалом.
Игры с пуговицами. Заполните просторную коробку пуговицами, опустите
руки в коробку, поводите ладонями по поверхности, перетирайте пуговицы
между ладонями, пересыпайте их из ладошки в ладошку. Найдите самую
большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Игры с крупами. Прячем ручки. Пересыпаем крупу. Дождь, град. Покормим
птичек. Разложи по тарелочкам. Вкусная кашка. Найди игрушку. Игра
«Золушка». «Отгадай, какая крупа в мешочке». «Сухой бассейн» из гороха и
фасоли.
Игры с природным материалом. Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу,
обратите внимание на то, как щедро может одарить природа
наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать
интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и
маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное
восприятие ребенка.
Рисование. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И
не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или
картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте.
Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком
ваты, скомканной бумаги.
Игры с песком. Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как
его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.
- Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей
ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно
сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след
кошки. Сделай большой след и маленький. - Разгладь песок двумя руками.
Отряхни руки. - Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
Игры с водой. - Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке,
теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой,
вылей воду в таз.
- Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой,
потом намочи губку и выжми другой рукой.
- Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку
и сложи ее. Вытри руки полотенцем.
Шитье, вязание, плетение, застежки.
Игры с веревочкой. Как и любая игра, требующая концентрации внимания,
игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя
отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты
убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому
восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя
математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных
понятий и терминов.
Шнуровки различные, можно купить в магазине, можно сделать своими
руками.
Куклы. Для развития мелкой моторики используются куклы,
соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают
разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие
подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклымарионетки.
Массаж кистей и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной
гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную
систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной
стороны кистей рук; массаж ладони; массаж пальцев рук.
Массажеры. Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков
пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Пальчиковая гимнастика. Включение пальчиковых игр и упражнений в
любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный
подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на
функциональное состояние мозга и развитие речи.
В заключении выше увиденного хочется сказать. Развитие мелкой моторики
и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет овладеть
навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет
избежать многих проблем школьного обучения,
- лучше адаптироваться в практической жизни,
- научиться понимать многие явления окружающего мира.
Сейчас мы вам предложим игры.
1. Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.
Мы морковку рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы морковку солим-солим,
Мы морковку жмем-жмем.
2. Оригами. Квадрат сложить пополам. Еще раз пополам. Развернуть лист,
теперь уголочки складываем к середине. Переворачиваем на другую сторону
и снова уголки складываем к середине. Сделайте складки. Поверните.
Раскройте все карманы. Вставьте пальцы в фигурку. Направления, в которые
открывается фигурка. Готово.
3. Графический диктант.
1 рисунок. Отступите сверху три клетки поставьте точку. Начинаем
узор. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна
клетка вверх, две клетки в право, две клетки вниз, две клетки в право,
одна клетка вверх, одна клетка в право, одна клетка вверх, две клетки в
право, две клетки вниз, две клетки в право, дальше продолжайте сами.
2 рисунок. Отступите от предыдущего рисунка две клетки вниз
поставьте точку. Одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка
вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна
клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо,
одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка
вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо. Дальше продолжайте
сами.
4. Выгладим платочки для мамы и для дочки.
Перед ребенком скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу
большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так,
чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем сделать тоже самое одной
рукой.
5. Рефлексия
.Предлагаю родителям украсить дерево цветными ладошками (по методу
«светофор» : зеленый – было интересно; желтый – послушала, но нового не
узнала; красный – зря потратила время).
Подведение итогов собрания
В заключении можно сказать следующее:
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу
ребенку:
1) кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает
скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;
2) формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте;
3) доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется
специальное внимание. При выполнении многих упражнений все дети
вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и
используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений
становится мощным средством повышения работоспособности коры
головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.