Зиля Кашапова
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности по методической теме:
«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Публикация «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В дошкольном образовательном учреждении одной из главных задач является формирование и развитие математических способностей детей. Математическое развитие оказывает большое влияние на умственную деятельность детей, благоприятно воздействует на развитие интеллекта. Это объясняется тем, что в результате занятий математикой у ребёнка не только накапливаются знания, но и вырабатывается определенный стиль мышления. В математике заложены большие возможности для развития мышления детей, начиная с самого раннего возраста. Трудно бывает нагнать упущенные возможности в формировании математических представлений, если упущен сензитивный период. Психологи установили, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до 7 лет. Если формирование данных структур происходит позже, то зачастую можно столкнуться с трудностями в изучении математики, часто процесс познания этой науки остаётся незавершённым.
Формирование элементарных математических представлений заключается не только в том, чтобы научить ребёнка считать, различать формы и размеры предметов, но и позволяет получить такие жизненно необходимые знания, как ориесс игры естественен, поэтому воспитатель, строящий образовательную деятельность в игровой форме, может достигнуть высоких результатов в формировании у детей математических представлений. Эффективное применение математических игр позволяет привести ребёнка к успешному освоению такой интересной науки – математики.
Таким образом, математика по праву занимает почётное место в системе дошкольного образования, а обучение математике в игровой форме позволяет повысить уровень знаний детей, и, что немаловажно, привить интерес к занятиям математикой.
Цель:
изучить материал по формированию математических представлений с помощью дидактических игр, внедрить его в работу.
Задачи:
-создать благоприятные условия для развития математических способностей у детей с помощью дидактических игр;
-организовать работу с родителями по развитию математических способностей у детей с помощью дидактических игр;
-систематизировать знания по изученной теме, поделиться полученным опытом.
Этапы разработки:
I этап – аналитический
Цель: Провести анализ ситуации по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры». Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.
II этап - диагностический
Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим представлениям детей.
III этап - организационный
Цель: разработать план развивающих мероприятий с детьми.
IV этап - коррекционный
Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры для развития математических способностей
V этап- итоговый, диагностический
Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей :
1. Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
2. Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;
3. Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;
4. Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д. ;
5. Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
Организационно – просветительская работа с педагогами
Цель: повысить общую и педагогическую культуру педагогического коллектива, распространить опыт работы среди педагогов, обеспечить атмосферу творчества.
Раздел плана Форма работы Сроки
Подготовительный этап Знакомство с теоретическими знаниями о математических играх для детей дошкольного возраста. Изучение литературы, отбор игр, подбор материала, консультаций. Октябрь 2023 – Февраль 2024 г.
Основной этап 1. Консультации для педагогов:
- Ознакомление воспитателей по с перспективным планированием по 3м направлениям: 1) с детьми; 2) с родителями; 3) с педагогами.
- «Значение математических игр в работе с дошкольниками»
- «Давайте поиграем в математику».
2. Выступление на Республиканских семинарах. Мастер класс «Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
3. - Подборка игр для детей 5-6 лет
- Подборка игр для детей 6-7 лет.
4. Семинары – практикумы для воспитателей «Математика в режимных моментах».
5. Выставка математических игр.
Март 2024 –
Март 2028 г.
Заключительный этап Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Апрель – сентябрь 2028 г.
Организационно – просветительская работа с детьми
Цель: формировать элементарные математические представления через дидактические игры. Развить интеллектуальные способности.
Раздел плана Форма работы Сроки
Подготовительный этап Изучение литературы по данной теме.
Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
Закрепление и уточнение полученных представлений через работу с наглядными материалами, беседы с детьми. Октябрь 2023 – Февраль 2024 г.
Основной этап 1. Дидактическая игра «Геометрическое лото». Беседа «Как люди научились считать».
2. Дидактическая игра «Счетные палочки, или составь из палочек».
3. Дидактические игры на закрепление :
- формы,
-цвета,
-величины.
4. Дидактические игры и упражнения на закрепление умения ориентироваться в:
- пространстве;
-во времени.
5. Закрепление изученного материала. Март 2024 –
Март 2028 г.
Заключительный этап Подведение итогов. Обобщение опыта работы по теме самообразования. Апрель – сентябрь 2028 г.
Организационно – просветительская работа с родителями
Цель: выявить запросы родителей по организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми, обогащать родительский опыт новыми интеллектуальными играми, оказание консультативной помощи о роли математических игр в дошкольном возрасте, знакомство родителей с математическими играми, привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями.
Раздел плана Форма работы Сроки
Подготовительный этап Знакомство с теоретическими знаниями о математических играх для детей дошкольного возраста.
Индивидуальная консультативная работа с родителями. Октябрь 2023 – Февраль 2024 г.
Основной этап 1. Консультация для родителей «Веселая математика дома».
2. Анкетирование «Математика для развития Вашего ребенка». (Выявление знаний родителей о важности математического обучения; сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями).
3. Родительское собрание. Мастер-класс «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений».
4. Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками совместно с ребенком.
Конкурс «Лучшая математическая игра своими руками». Март 2024 –
Март 2028 г.
Заключительный этап Подведение итогов. Обобщение опыта работы по теме самообразования. Апрель – сентябрь 2028 г.