Людмила Никулина
Развитие ловкости в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Ловкость - это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Координационная сложность двигательных действий рассматривается как одно из составляющих ловкости. В то же время для эффективного решения двигательной задачи необходимы точные действия, являющиеся еще одной составляющей качества ловкости.
Критериями ловкости являются :
- координационная сложность двигательного задания;
- точность выполнения задания (временная, пространственная, силовая);
Публикация «Развитие ловкости в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
время, необходимое для овладения должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.
Проявление ловкости дошкольника в большей степени зависит от пластичности нервной системы, от способности отличать темп, амплитуду, направление движений, от степени напряжения и расслабления мышц, умения ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие.
Базой для формирования ловкости у детей младшего дошкольного возраста является подвижность двигательного навыка, автоматизация которого способствует освоению новых более сложных движений.
Так как в основе ловкости лежат морфофункциональные особенности организма, и данное психофизическое качество совершенствуется в процессе обучения, воспитание ловкости оказывает значительное влияние на построение всего образовательного процесса.
Упражнения для формирования ловкости должны включать элементы новизны, и быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку для повышения координационной трудности и заинтересованности детей. Чаще формируя ловкость ребенка, используются соревновательный и игровой метод. Наилучшие условия для совершенствования ловкости создаются в разнообразных подвижных играх, так как там ребенок должен проявлять быструю сообразительность, увертливость, умение быстро двигаться между предметами, проявлять инициативу, используя благоприятные моменты, с помощью ориентировки во времени и пространстве.
Для формирования ловкости целесообразны задания с предметами различной формы и массы (флажки, мяч, кубики, кегли, косички и т. д.); ходьба и бег между предметами, с преодолением различных препятствий, метание, игры в мяч, прыжки, лазание; применение необычных исходных положений, быстрая смена положений, изменение скорости или темпа движений, совместные упражнения вдвоем или небольшими группами.
Играм с мячом отводится особая роль влияющая на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки.
В системе физического воспитания игры с мячом также занимают значительное место. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами. Эти игры развивают ручную ловкость, глазомер, совершенствуют деятельность коры головного мозга.
В упражнениях и играх с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений, благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность дошкольников.
Упражнения с мячом являются эффективным средством формирования ловкости, развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для детей младшего дошкольного возраста. Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.
Для ребенка-дошкольника потеря в движениях – это потеря в здоровье, развитии, знаниях.
Двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.