Марина Шестова
Развитие логического мышления посредством использования палочек Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения его математике в начальной школе.
Публикация «Развитие логического мышления посредством использования палочек Кюизенера» размещена в разделах
«Математика приводит в порядок ум», то есть наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности качества ума, но не только ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.
В современных обучающих программах начальной школы важное значение предается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, так же умения понимать и прослеживать причинно – следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Воспитание логики представляет собой систему логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов, из которых в дошкольном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.
Логическое мышление формируется на основе образного, является высшей стадией развития детского мышления. Ребенку не овладевшему приемами логического мышления (сравнение, синтез, анализ, классификация, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на пути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Средством обучения дошкольников математике являются разнообразные развивающие пособия, дидактические игры. В процессе игры создаются благоприятные условия для применения математических знаний, их активного и самостоятельного использования на практике.
Для активизации самостоятельных игр предлагается создавать специальную развивающую среду, с разнообразными дидактическими пособиями, благодаря которой у детей закрепляется интерес к играм математического содержания.
Три взаимосвязанные линии развития детей : Чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную деятельность ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Вот одним из таких чудесных изобретений, способствующих раннему развитию ребенка, как раз и являются цветные палочки Кюизенера. И предлагаются они как дидактический развивающий материал для детей дошкольного возраста, помогающий им в освоении азов математики. Использование цветных палочек способствуют тому, что занятия с малышом проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Палочки Кюизенера идеально подходят для знакомства ребенка с математикой.
С их помощью можно решать следующие задачи:
- познакомить с цветом (различать цвет, классифицировать по цвету);
- познакомить с величиной, длиной, высотой, шириной (упражнять в сравнении предметов по протяженности);
- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда, четные, нечетные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок;
- осваивать прямой и обратный счет;
- познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);
- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, освоения понятия итогового числа;
- научить делить целое на части и измерять объекты;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, умение создавать различные конфигурации, воссоздавать модели по образцу;
- познакомить со свойствами геометрических фигур (выкладывание фигур из палочек);
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.);
- развивать логическое мышление, память, внимание, комбинаторные способности;
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Для успешной работы с палочками Кюизенера необходимо выполнять некоторые заповеди:
- поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое;
- избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребенка;
- сравнивать результаты работы ребенка только с его же собственными достижениями.
Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и воспринимают его в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел.
Таким образом, палочки Кюизенера, как дидактическое средство соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. Технология работы с палочками Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а, наоборот, удачно их дополняет.