Наталья Переверзева
Развитие личностного потенциала ребёнка дошкольного возраста в условиях применения педагогических технологий современности
▼ Скачать + Заказать документы
Плавное и последовательное развитие ребенка от этапа к этапу нарушается определенными кризисами возраста, а также индивидуальными проявлениями психики ребенка. Кризисы (1 год, 3 года, 7 лет) проходят быстро, но бурно. К этому должны быть готовы не только родители, но и педагоги.
Раннее развитие детей от 1 до 3 лет некоторые родители связывают с принудительным обучением малышей в развивающих центрах и в домашних условиях, смешивая два понятия обучение и развитие. Причиной такого пристального внимания к раннему возрасту являются выводы ученых о том, что у детей до трех лет доминирует правое полушарие головного мозга, обладающего большим объемом долговременной памяти, накапливающейся в виде изображений. К 6 годам начинает доминировать левое полушарие, которое вытесняет значимость правого полушария. Не раскрытые возможности правого полушария утрачиваются навсегда. Чтобы не упустить возможность развития природных способностей и даже талантов, разрабатывались инновационные методики раннего развития детей в нашей стране: Б. П. Никитиным, Н. А. Зайцевым, зарубежными педагогами и учеными М. Монтессори, М. Ибука, М. Шичида и другие. Каждый из ученых предложил свою систему раннего развития детей, которые разняться друг от друга, но современные педагоги-дошкольники и родители могут взять на вооружение несколько правил воспитания и развития малышей.
Темочки:
Перед занятием для ребенка важен настрой, которого можно достичь определенными упражнениями. Фоном может звучать спокойная музыка. Дыхательные упражнения нормализую внутреннее состояние ребенка. Если малыш еще не способен выполнить их, можно попробовать подуть на перышко, снежинку, пушинку. Любые дыхательные упражнения способствуют наполнению мозга кислородом. Проведение образной игры «Шар радости» начинается с растирания ладошек друг об друга, а затем ребенок делает движения, похожие на собирание огромного шарика. При этом спокойные, ласковые слова взрослого наполняют душу ребенка теплотой, любовью, радостью.
Считается, что у малыша 2 лет недостаточно развито воображение, однако наблюдения показали, что дети с удовольствием превращаются в бабочек, ласточек, медведей и других животных. Удается малышу вообразить, что у него в руках не кубик, а машинка. С развитием речи ребенка взрослые узнают удивительные вещи, которые может нафантазировать их чадо. Наблюдения подтвердили наличие у детей раннего возраста фотографической памяти, которую можно развивать с помощью игр : «Найди, какую показала первой?», «Что появилось?», «Что пропало?» и другие. Более сложные игры «Сетка памяти», «Память цепочкой», «Флеш-карта».
Родители замечают у детей данного возраста одну особенность : многократность повторений одной и той же операции с предметом, а сказки, которые ребенок готов слушать бесконечное количество раз? Это происходит потому, что таким образом он запоминает интересующую его информацию на длительное время. Именно эта особенность заложена в методике работы с детьми раннего возраста – многократность повторений.
Ребенок подрастает, на смену одних технологий приходят другие, позволяющие активизировать процессы детского развития. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования в образовательный процесс включены технологии здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, игровые, исследовательской, проектной деятельности, а также портфолио. Принципиально важной особенностью любой их педагогических технологий является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение взрослого к ребенку. «Не рядом, не над ним, а вместе!» – только такое взаимодействие будет способствовать становлению ребенка как личности.
Каждая педагогическая технология не рассматривается как обособленная методика, а представляет собой тесную интеграцию целого комплекса методик и технологий. Например, игровая технология проникает во все известные технологии, также, как и здоровьесберегающие. К таким универсальным технологиям относится и интерактивная игровая кейс-технология, реализуемая в старшем дошкольном возрасте. Название кейс-технологии произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай, а также от английского «casе»- портфель, чемоданчик. Кейс-технология направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни. Кейс-технология дает возможность дошкольнику приблизиться к практике, взять на себя роль человека, реально принимающего решение, иногда и ошибочные, но коллективный анализ ситуаций выявляет положительные и отрицательные стороны проблемы и направляет на верное ее разрешение.
Кейс – это не отдельное занятие, а комплекс мероприятий: беседы, дискуссии, игры, творческая деятельность, объединенных одной достаточно узкой темой, позволяющей дошкольникам самостоятельно или с небольшой помощью взрослого всесторонне обследовать ее, установить причинно-следственные связи и найти ей практическое применение. Дошкольники, поставленные в проблемную ситуацию, вынуждены самостоятельно находить решения, оптимальные, на их взгляд. При этом детям приходится учитывать и считаться с мнением других сверстников, коллективно решающих определенную проблему.
Список литературы
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Электронный ресурс] : учебнометодическое пособие / К. Ю. Белая. – Москва: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с. – Режим доступа: https://rudocs.exdat.com/docs/index-94703.html
2. Будже Т. Как помочь воспитателям перейти на новые методы работы с детьми
[Электронный ресурс] / Т. Будже // Справочник старшего воспитателя. 2017. № 10. С. 36. – Режим доступа: https://e.stvospitatel.ru/589435
3. Гончарова Е. В. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Е. В. Гончарова и [др. ]; под ред. Е. В. Гончаровой. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – 126 с. – Режим доступа: https://nvsu.ru/ru/Intellekt/1135/Goncharova%20E.V.,%20Telegina