Харченко Наталия Николаевна
Развитие личности через игру
▼ Скачать +Заказ
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни,
что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольные учреждения особую
ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские ви-
ды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах
Публикация «Развитие личности через игру» размещена в разделах
работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность и как ведущая деятельность. Д. Б. Эльконин представлял про-
блему игры, как центральную для понимания психического развития в до-
школьном возрасте. Он приводит мысль о внутреннем родстве всех видов
игр, говорит о социальном происхождении и содержании игры.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот пе-
риод возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской
игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра современных детей должна соответствовать
сегодняшней деятельности т. к. в связи с развитием научно-технического про-
гресса появляется много новой техники. Наша задача создать условия для
отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей. Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Развитие способов сюжетосложения происходит за счет придумывания и комбинирования разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий.
У современных дошкольников появились новые игровые роли: банкир,
агент, клиент, визажист, модельер, менеджер, дизайнер и т. д. и новые игровые сюжеты («Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк»,
«Кафе быстрого питания» и другие). Дети старшего дошкольного возраста
играют в службу спасения, в шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду».
Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель»). Можно констатировать, что в играх детей часто присутствуют трудности, присущие современному периоду (например, необходимость зарабатывания денег). «Супермаркет» является од-
ним из самых эффективных и многофункциональных пространств для сю-
жетно-ролевой игры. Дети могут исполнить роль продавца, покупателя, кас-
сира, менеджера, поставщика продуктов, предметов домашнего обихода,
одежды – и этим перечень доступных ролей не ограничивается. Именно в
игровой зоне «Супермаркет» в детском саду можно организовывать самые
разные микросюжеты, в которых дети будут учиться важнейшим социальным
навыкам.
Отдельная и очень важная функция, которую позволяет реализовать сю-
жетно-ролевая игра «Супермаркет» – это обучение сч ту и усвоение основ-
ных экономических понятий и представлений о финансово-денежных отношениях. Считая деньги, реб нок не только активно тренирует свои математические навыки, но и усваивает понятия о деньгах, как о важнейшем элементе быта современного человека. Именно финансовая сторона сюжетно-ролевой игры в магазин делает е такой привлекательной и наделяет выдающимся развивающим эффектом.