Папки-передвижки

Развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр (11 фото)

Мария Трегубова
Развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Введение:

Правильная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

НАЗОВИ ЦВЕТ

Цель: Упражнять в подборе к существительному прилагательного, обозначающего цвет. Закреплять название предметов и цвета в речи.

Темочки:

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках

Ход игры:

Ребенку предлагается подобрать цвета к предмету.

«Есть предмет, у него есть цвет.

Подбери к предмету цвет.

Назови предмет и цвет»

Взрослый, называет предмет, а ребенок должен подобрать к изображению цвет, прикрепить и назвать его.

Яблоко – зеленое, красное, желтое;

Мяч- красный, синий, желтый

Машина - зеленая, красная, желтая; и т. д.

ПОДБЕРИ ПРЕДМЕТ

Цель: Упражнять в подборе к прилагательному существительного, в изображении которого встречается данный цвет. Закреплять название предметов и цвета в речи.

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках

Ход игры:

Ребенку предлагается подобрать предмет к цвету.

«Есть цвет, рядом с ним предмет.

Подбери к цвету предмет.

Назови предмет и цвет»

Взрослый, называет цвет, а ребенок должен подобрать изображение с предметом такого цвета, прикрепить и назвать его.

Зеленый –яблоко, машинка, мяч

Красный – цветок, помидор…

КТО ТАК ДЕЛАЕТ?

Цель: Расширять активный и пассивный словарный запас.

Материал: сектор-основа, карточки с липучками

Ход игры:

Ребенок отвечает на вопрос и прикрепляет картинку к кругу.

«Прикрепи картинки к кругу,

а теперь скажи по кругу

Кто купил продукты детям?

В школу ходит на рассвете?

Палку в путь берет с собой?

Прочитал газеты, книги,

В курсе о событиях в мире?

В ползунках и с соской, мал?

Кто носочки нам связал?

На работе день-деньской,

Трудиться для нас с тобой?

Помогает маме, папе,

Пылесосит, не шумит?

Скачет бодро на батуте?

Делает зарядку утром?»

УГАДАЙ ЧТО ВНУТРИ

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Материал:сектор-основа, карточки с липучками

Ход игры:

Ребёнку предлагается рассмотреть картинку. С помощью загадки попробовать определить «Что в стакане?» Если угадывает правильно, прикрепляет к сектору.

Белая водица

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Все, что хочешь, делай:

Сливки, простоквашу,

Масло в кашу нашу,

(молоко)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(вода)

Напиток, отжатый

Из сочных томатов,

Яблочек спелых,

Груш загорелых,

Ягод рубиновых.

Он богат витаминами.

(сок)

Мы порой как будто ушки,

Бантики, рожки, ракушки.

Любят взрослые и дети

И колечки, и спагетти.

А добавь в нас тертый сыр –

Будет настоящий пир.

(макароны)

Интересное зерно —

Треугольное оно,

Немного необычный

Цвет светло-коричневый.

Каша из него вкусна,

И полезная она.

(гречка)

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке,

Заглянешь в середину –

Увидишь сердцевину,

Из плодов он тверже всех,

Называется.

(орехи)

Его в горах полным - полно.

Он часто падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают.

(камень)

Очень я его люблю,

Утром с молоком я пью,

Но не кофе и не чай,

Ну-ка быстро отвечай!

(какао)

ПОДБЕРИ СЛОВЕЧКО

Цель: Упражнять в подборе к прилагательному существительного, в изображении которого встречается данный признак. Закреплять название предметов и признаков в речи.

Материал: сектор-основа, карточки с липучками

Ход игры:

Ребёнку предлагается рассмотреть картинку и подобрать к чему подходит слово-признак…. Если находит и называет правильно, прикрепляет к сектору.

«Ты попробуй угадать

Про что можно так сказать»

«Чистый»

«Грязный»

«Тяжёлый»

«Легкий»

«Горячий»

«Холодный»

«Кислый»

«Сладкий»

«Длинное»

«Короткое»

НАОБОРОТ

Цель: Учить детей употреблять слова-антонимы

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках

Ход игры:

Ребенку надо назвать слово с противоположным значением и прикрепить

«На картинку посмотри

И подружку ей найди.

Но подружку не простую,

А совсем-совсем другую.

Чтоб картинки не дружили,

А наоборот были»

Холодный – горячий

Длинный – короткий

Кислый – сладкий

Грязный – чистый

Тяжёлый – легкий

КТО ПОДБЕРЕТ БОЛЬШЕ СЛОВ?

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Материал: сектор-основа, карточки с липучками

Ход игры:

Для ответов на вопросы можно использовать устный ответ, картинки и прикреплять их на круг.

«На картинки посмотри

Как можно больше слов найди

- Что можно пить из кружки,

Чем жажду утолить?

- Что можно есть из миски,

Чем голод одолеть?

- Что тонкое такое,

что можно легко лопнуть?

- Что может таять на глазах?

- Что подниматься в небеса?

РОДСТВЕННИКИ

Цель: Учить детей употреблять слова, обозначающие родство

Материал: карточки с рисунками на прищепках

Ход игры:

Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья?

Взрослый, задает вопрос, на который ребенок, должен ответить и прикрепить картинку, если ответ верный.

Примерные вопросы:

- Кто ты маме?

- Кто ты для бабушки?

- Кто ты папе?

- Кто ты для дедушки?

- У тебя сестра или брат? и т. д.

- Кого родила мама?

- Кто ходит в детский сад?

- Кто ходит в школу?

- Кто ходит на работу?

- Кто сидит на пенсии?

КТО И ГДЕ?

Цель: Закреплять знания детей о жилищах диких животных

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках

Ход игры:

В игре ребенок должен соотнести животное и его дом, прикрепить и назвать. «Ты подумай, посмотри

Ответ быстро мне найди:

Кто живет в норе?

Кто живет в дупле?

Кто пасется на лугу?

Кого встретишь ты в лесу?

Кто зимою спит в берлоге?

Кто же плавает в пруду?

Кто спешит в конуру?»

ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования.

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках, липучках

Ход игры:

Взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного. Прикрепляет к маме.

У лисы – лисёнок

У медведя – медвежонок

У зайца – зайчонок

У волка – волчонок

У белки – бельчонок

У ежа – ежонок

у льва – львёнок

У оленя – оленёнок

у слона – слонёнок

у собаки – щенок

у кошки - котенок

у коровы – телёнок

у лошади – жеребёнок

у свиньи – поросёнок

ПРИКРЕПЛЯЙ И НАЗЫВАЙ

Цель: Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках, липучках

Ход игры:

Взрослый называет обобщающее понятие. Ребенок должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. И прикрепить карточки к кругу с овощами, фруктами, или ягодами, домашними животными, дикими животными.

Как все вместе назовем, в огороде соберем….

Овощи - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь, лук, перец, тыква…

Эти вкусные продукты, Вместе все зовутся …

Фрукты - Яблоко, груша, лимон, апельсин, персик, ананас, банан, слива.

Бусы разные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Собирать в лукошко дети….

Ягоды – Клубника, арбуз, малина, черника, крыжовник, черная смородина, вишня, виноград…

Человеку все друзья, кто-то даст нам молока, кто-то дом наш охраняет, кто-то спит в ногах в кроватке, кто-тог хрюкает на грядке…

Домашние животные –лошадь, кошка, собака, поросенок, овца, корова…

Звери водятся в лесу, не живут у нас в дому….

Дикие животные – волк, медведь, лиса, заяц, белка…

БОРЩ

Цель: Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, названия овощей, развивать внимание.

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках, липучках

Ход игры:

Детям надо подобрать овощи для борща, назвать и прикрепить.

После прослушивания стихотворения должны определить, какие овощи не положили в борщ

стихотворение С. С. Михалкова «Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох.

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох.

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох.

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох.

И суп овощной оказался не плох!

ЯГОДНЫЙ КОМПОТ

Цель: Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, названия ягод, развивать внимание, мышление.

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках, липучках

Ход игры:

Детям надо подобрать ягоды для компота, назвать и прикрепить. После прослушивания стихотворения должны определить, из чего компот не делают.

стихотворение С. Дружининой «Компот»

Я решил сварить компот

В мамин день рожденья,

Взял изюм, орехи, мёд,

Килограмм варенья.

Всё в кастрюлю поместил,

Размешал, воды налил,

На плиту поставил

И огня прибавил.

Чтобы вышло повкуснее,

Ничего не пожалею!

Две морковки, лук, банан,

Огурец, муки стакан,

Половину сухаря

В мой компот добавил я.

Всё кипело, пар клубился…

Наконец, компот сварился!

Маме я отнё с кастрюлю:

— С днём рождения, мамуля!

Мама очень удивилась,

Засмеялась, восхитилась,

Я налил компот ей —

Пусть попробует скорей!

Мама выпила немножко

И… закашлялась в ладошку,

А потом сказала грустно:

— Чудо-щи! Спасибо! Вкусно!

ФРУКТОВЫЙ КОМПОТ

Цель: Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов, названия фруктов, развивать внимание, мышление.

Материал: сектор-основа, карточки с рисунками на прищепках, липучках

Ход игры:

Детям надо подобрать фрукты для компота, назвать и прикрепить. После прослушивания стихотворения должны определить, из чего компот не делают.

стихотворение О. Карелина «Компот»

В нём есть яблоки и груши,

Виноград и абрикос.

Он на летнем солнце сушен,

Чтобы я зимой подрос.

Жаль, что пёс не ест такого,

И не пьё т его мой кот:

Чтоб я умным был, здоровым,

Мама варит мне компот.

ИТОГ:

Дидактические игры с использованием пособия можно проводить в условиях организованной и самостоятельной образовательной деятельности, как часть занятия или элемент деятельности в режиме дня.

Наиболее удобно использовать дидактические игры с пособием при работе с небольшой подгруппой детей (2-3) или индивидуально, чтобы на каждого играющего падала большая нагрузка.

При знакомстве с новой игрой обязательно объяснять правила, желательно, чтобы дети к моменту введения новой игры ее элементы отработали на занятиях с логопедом.

При проведении дидактических игр с дошкольниками воспитатель больше советует, помогает, поощряет детей, больше уделяет внимания индивидуальной работе с детьми застенчивыми, медлительными, менее сообразительными.

В процессе игр все действия проговариваются.

На заключительном этапе частично были апробированы дидактические игры с пособием.

Фото с дидактическим материалом предоставляю ниже

Развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр
Введение Правильная речь это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА НАЗОВИ ЦВЕТ Цель Упражнять в подборе к существительному прилагательного обозначающего цвет Закреплять название предметов и цвета в речи Темочки Дидактические игры для детей ВСЕ игры Дидактические игры Консультации для педагогов Консультации для педагогов и воспитателей Нарушение речи ОНР Развитие ребенка Материалы для педагогов Развитие речи Речевое развитие детей Развитие речи Речевые игры и пособия Темочки Материал сектор основа карточки с рисунками на прищепках Ход игры Ребенку предлагается подобрать цвета к предмету Есть предмет у него есть цвет
Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр
Опубликовано: 28 февраля 2024 в 21:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Мария Трегубова (УИ 2202585) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД