Салыкова Замзагуль Хаержановна
Конспект занятия «Развитие критического мышления в образовательном процессе»
Развитие критического мышления в образовательном процессе
Мастер класс
Тема «Весна»
Цель: активизация умений детей самостоятельно добывать информацию на заданную тему. Научить из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически мыслить.
Задачи:
О. Актуализировать знакомые способы добывания информации.
Р. Формировать умение задавать вопросы на интересующую тему, делать выводы из полученной информации, совершенствовать навыки речевого общения.
В. Воспитывать чувства любви к окружающему нас миру.
Публикация «Конспект занятия „Развитие критического мышления в образовательном процессе“» размещена в разделах
Используемые технологии: Технология критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающая.
Оборудование: ноутбук, телефон с видеокамерой, видеофильм, карандаши, бумага.
Ход занятия:
I. СТАДИЯ ВЫЗОВА:
- Дети заходят в группу. В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо.
Это кто-то нам оставил письмо. Хотите узнать, что в нем? И кто его автор?
На экране демонстрируется фрагмент мультфильма «Простоквашино», сопровождаемое следующим текстом:
«Здравствуйте ребята!
Я очень надеюсь, что вы меня узнали. Решил написать вам письмо, потому, что вы самые умные и сможете ответить на мои вопросы. Я увидел в книжке картинку о временах года. Сейчас у нас в Простоквашино зима. А какое время года наступит после зимы, я не знаю. Может вы мне поможете узнать о нем, побольше. Узнайте и расскажите: когда приходит Весна? Какие признаки весны вы знаете? Какие изменения происходят зимой? Что происходит с дикими животными и птицами? Буду ждать от вас ответа. Кот Матроскин.
- Ребята, вы узнали от кого получили письмо? О каком живом существе идет речь? Что кот Матроскин хочет узнать о «Весне»? Сможем ли мы ему помочь?
«Знаю-Хочу узнать -Узнал»
- Для того чтобы не забыть вопросы, предлагаю их записать. Буквами записывать очень долго. Чем еще можно записать? Какими символами обозначим вопросы:
Какие признаки весны вы знаете? Какие изменения происходят весной? Что происходит с дикими животными и птицами? Все вопросы записываю в таблицу «ЗХУ»
II. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ
Приём «Кластер»
Воспитатель вывешивает в центр доски картинку с изображением весны. (на столу разложены разные картинки). Дети подходят к столу и выбирают картинки символизирующие весну. Картинки систематизируется в виде кластеров (гроздьев).
«Корзина идей»
- Я предлагаю вам способ исследования – «подумать и вспомнить», что вы знаете о «Весне»
Дети высказывают свои высказывания. Воспитатель фиксирует символами. Листочки все складываются в корзинку.
- Как вы думаете, все ли вы знаете о весне, достаточно ли информации для ответа Матроскину?
- Сможем ли мы воспользоваться другими способами исследования сейчас в группе?
Дети высказывают свое мнение.
«Синквейн»– это не простое стихотворение, а стихотворение без рифмы и написанное по следующим правилам:
1 строка 1сущ. Весна
2 строка 2 прилагательных Теплая, красивая.
3 строка 3 глагола Наступила, началась, расцвела.
4 строка 4слова что ты думаешь о Весне. Весна хорошее время года.
5 строка 1 слово ассоциация с первым словом. Природа.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА «Весна пришла»
Солнце, солнце высоко
(На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло
(Легкие поглаживания руками по лицу).
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей,
(Бег по кругу).
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните,
(Ходьба по кругу).
«Дерево знаний» (Сбор информации).
Я предлагаю еще один способ как можно больше нам самим узнать о весне, и рассказать Матроскину. Просмотр познавательного видео ролика «Наступила весна». Дети смотрят фильм (с 1-2 минуты).
(Дети рассказывают, что они узнали из видео ролика)
«Верные и неверные суждения»
(Дети поднимают красную карточку на неправильное утверждение, а зеленую – на правильное утверждение).
-Весна – теплая, ранняя
- Весной – просыпается природа
- Весной прилетают птицы с теплых краев
III стадия рефлексия
«ЗХУ»
- Мы узнали все, что хотели?
(Вернуться к символам из начала занятия. когда приходит Весна? Какие признаки весны вы знаете? Какие изменения происходят зимой? Что происходит с дикими животными и птицами?
- Для кого мы собирали эту информацию?
- Как нам передать эту информацию коту Матроскину? (предложения детей)
- Я предлагаю записать видео письмо. Кто сможет рассказать все, что мы сейчас узнали о Весне громко и последовательно? Вам помогут наши символы.
Воспитатель записывает мини-рассказ на видеокамеру телефона.
- Наше видео письмо можно отправить? Все ли будет понятно?
«Шесть шляп «мышления»
Синяя шляпа
(как океан и в нем маленький остров, или как небо и на нем маленькая звезда, так и мы сегодня в большом количестве информации искали ответы на наши вопросы)
- О ком мы искали сегодня информацию?
Красная шляпа (как все красивое, чувствительное)
- Кому расскажешь о том, что ты узнал?
Желтая шляпа (как солнце яркая, радостная)
- Что тебе больше всего понравилось на занятии?
Черная шляпа (как что-то плохое, тревожное)
-Что было трудно?
Белая шляпа (чистое, воздушное, поможет избавиться от плохого)
- Как справились с трудностями?
- Как лучше работать: по одному или вместе? Почему?
Зеленая шляпа (Яркая, творческая, сочная)
-Что бы вы хотели сделать на тему «Весна» (рисунок, физкультминутка, поделка и т. д. ?