Анна Пустосмехова
Консультация для воспитателей «Детское проектирование как средство развития критического мышления»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Детское проектирование, как средство развития критического мышления»
Публикация «Консультация для воспитателей „Детское проектирование как средство развития критического мышления“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В настоящее время отмечается пристальный интерес многих педагогов к различным педагогическим технологиям. Ведь для педагога-дошкольника в образовательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самостоятельно добывать их, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.
Актуализация новых ценностей в образовании породили устойчивый запрос на человека нового типа. Это человек:
- способный конструктивно и критически мыслить;
- быстро реагировать на вызовы общества;
- принимать рациональные решения;
- проявлять точные и быстрые реакции.
- успешно и легко адаптироваться в современном социокультурном пространстве.
Современный дошкольник, для успешного обучения в школе, должен уметь:
обдумывать;
самостоятельно добывать знания;
мыслить;
принимать решения;
предъявлять продукт.
При условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых и развивающих, дети могут уже в дошкольном возрасте усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной, критической деятельности (готов ли он получать знания, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности) - тем успешнее он будет в школе.
Как организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие универсальные образовательные технологии смогут эффективно решать современные цели образования? Научат детей критически мыслить?
Критически мыслить это – способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Одной из эффективных методов развития критического мышления является технология проектной деятельности. Проект может быть педагогический и детский.
Педагогический проект - деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные мероприятия.
В детском же проекте - субъектом деятельности выступают дети, но организуются они также педагогом.
Детский проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Зачем нужны проекты?
для поддержки и развития самостоятельной и познавательной деятельности детей;
для расширения кругозора;
для развития индивидуальных творческих способностей;
для обучение групповой работе;
для развития критического мышления – это значит учить слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания;
для того чтобы дети научились критически думать – это значит проявлять любознательность, использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов, сомнение в общепринятых истинах, выработка точки зрения и способность отстоять её логическими доводами.
Детский проект разрабатывается с учетом возрастных особенностей.
1. Дети 3,5–5 лет участвуют в проекте "на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему.
2. Развивающий, характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
3. Творческий, он характерен для детей 6 – 7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Выполнение любого проекта можно разделить на определенные этапы.
1 этап. После утверждения названия и темы проекта педагог выносит проблему на обсуждение детям, в результате выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности или опровергнуть.
2 этап. Далее, следует разработка совместного плана действий по достижению цели. Не забывая, что гипотеза это и есть цель проекта. Первый вопрос детям «Что мы знаем об этом?», далее «Что мы хотим узнать?» и наконец «Как нам найти ответы на вопросы?»
3 этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, для этого среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.
К организации поисковой и творческой деятельности можно и даже необходимо подключать родителей. Задания придумывает воспитатель, а родители с детьми выбирают, главное чтобы оно было не слишком трудоемким и выполнялось с «желанием и радостью».
4 этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта : итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, праздники.
Таким образом, метод детского проектирования способствует развитию критического мышления, даёт возможность синтезировать и анализировать полученные знания, выявлять причинно – следственные связи, развивать умение делать собственные выводы, что является составляющим успешной личности.
Памятка.
Не забывайте!
Некоторые педагоги допускают ошибки в разработке либо реализации проекта.
№ 1. Представление в виде практической части детского проекта системы работы по какому-либо вопросу.
Например, рассказывая о детском проекте, педагог перечисляет организованные им занятия, праздники по теме проекта. Ошибка в том, что в данной ситуации дети не являлись субъектом деятельности, не предлагали идей, не находились в поиске, а были исполнителями идей воспитателя.
№2. Подбор методической литературы и пособий, игр к проекту выдается за основной этап проекта «копилку».
Некоторые воспитатели считают результатом проекта подбор многочисленного методического или дидактического материала, называя это проектной копилкой, забывая о том, что в этой копилке должен участвовать сам ребенок, и то в форме сбора иллюстраций, открыток, растений и т д. для исследования темы проекта.
№3. Участниками проекта являются лишь активные воспитанники группы.
Часто так бывает, что активные дети это участники всех видов деятельности в группе и за пределами ее. В результате и участниками проектов становятся те же ребята. Между тем одна из задач проектной деятельности - раскрепощение дошкольников, предоставление возможности для инициативности. Задача воспитателя поддержать именно тех детей, которые не имеют возможности проявить себя или отказываются из за стеснительности.
№ 4. Прямое руководство деятельностью детей.
В ходе проектной деятельности можно услышать. А теперь сделайте вот так, а теперь мы будем изучать то то…. Чтобы не совершать такой ошибки нужно давать возможность детям самим найти, придумать, сделать выводы.
№ 5. Невостребованность продукта проекта.
Как правило, продукт детского проекта в реальной жизни не используется, о нем забывают с окончанием реализации проекта. А ведь это силы, затраченное время ваше, детей и родителей. Обязательно найдите место и время вспомнить о нем и использовать в чем либо.
№ 6. Ребенок просит разрешения поиграть с тем, что он с товарищами сделал (продукт детского проекта, воспитатель не разрешает.
Любой продукт детской деятельности должен использоваться ребенком, а не служить украшением группы.
№ 7. Несоблюдение сроков реализации проекта.
Случается так, что проект задуманный на одну неделю затягивается на месяц. Педагог находит все новый материал, что то интересненькое и не замечает, что тема проекта заполнила все время. Дети и даже родители зациклены на одном и том же и не могут дождаться, когда проект завершится. По этой причине в следующий раз очень сложно будет увлечь детей и родителей какой либо идеей.
№ 8. Воспитатель забывает отражать проектную деятельность в календарных планах.
Не смотря на то, что проект реализуется в ходе режимных моментов, педагоги забывают вносить информацию о нем в календарные планы. А ведь эту информацию можно с успехом разместить в разделе «Работа с родителями».
№ 9. Неэффективная презентация материала в итоговой части реализации проекта.
Чтобы дети почувствовали важность реализации их проекта необходимо тщательно продумать презентацию их деятельности. Лучшими зрителями станут родители, которые принимали участие в проекте, а не дети соседней группы, которым будет очень сложно понять суть темы, так как они не изучали, не исследовали, не участвовали в этом….