Лучший педагог года

Развитие креативных способностей младших дошкольников средствами изобразительной деятельности

Русудан Джанашия
Развитие креативных способностей младших дошкольников средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Креативность — это важный аспект развития личности, который способствует не только успешной адаптации в обществе, но и формированию уверенности в себе, способности к решению проблем и нахождению нестандартных подходов. В дошкольном возрасте креативность проявляется в игре, художественной деятельности, общении и исследовательской активности. Педагоги играют ключевую роль в создании условий для развития креативности у детей.

Понимание креативности

Темочки:

Креативность — это не только способность создавать что-то новое, но и умение видеть мир с разных сторон, находить оригинальные решения и выражать свои мысли и чувства. Для детей дошкольного возраста характерно спонтанное проявление креативности через игру, рисование, лепку и другие виды деятельности. Понимание этого процесса помогает педагогам создать соответствующую образовательную среду.

Создание креативности в РППС

1. Обогащение пространства. Обеспечьте детей разнообразными материалами для творчества: бумага, краски, природные материалы, пластилин и т. д. Это позволит им экспериментировать и использовать свою фантазию.

2. Свобода выбора. Позвольте детям самостоятельно выбирать, чем они хотят заниматься. Это может быть рисование, лепка, строительство или игра в ролевые игры. Свобода выбора способствует развитию самостоятельности и уверенности в своих силах.

3. Поддержка инициативы. Поощряйте инициативу детей. Если они предлагают свои идеи или способы игры, поддерживайте их и помогайте реализовать задуманное.

При организации развивающей среды предусматривали, чтобы ее содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творческих способностей каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей, возрастных особенностей и интересов детей. Зная, что потребность в изобразительной деятельности заложена у детей на генетическом уровне. Мы использовали интерес дошкольников к данному виду деятельности для развития их творческих способностей на занятиях, в ходе совместной и самостоятельной деятельности.

Прежде чем решать, как развивать творческие способности ребёнка, помните о самых простых истинах:

развивайте творческое воображения малыша везде и всегда, а не только в специально отведенное для этого время и место;

окружающая среда ребенка должна способствовать его развитию;

у малыша должен быть необходимый «арсенал» инструментов и материалов для детского творчества: пластилин, краски, цветная бумага и многое другое;

поощряйте и хвалите творческие детские инициативы;

не превращайте занятия с малышом в скучные занятия и всегда поддерживайте его инициативы;

не давайте слишком много информации детскому мозгу. Не стоит забывать, что наша задача - развитие способностей;

процесс развития творческих способностей детей должен носить регулярный характер;

обучение и развитие малыша дошкольного возраста должно происходить только через игровые задания, упражнения и саму игру.

Творчество формируется только тогда, когда есть интерес. Заинтересовать малышей, сделать процесс изобразительной деятельности увлекательным нам помогало использование нетрадиционных техник в рисовании, лепке. Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинали по принципу «от простого к сложному». В процессе совместной деятельности по заданной теме разрешали малышам самостоятельно выбирать, чем и как рисовать, лепить.

Виды деятельности

1. Рисование.

«Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель

Не стоит слишком активно вмешиваться в процесс и лишить ребенка инициативы, так как у него пропадает интерес к рисованию. Необходимо выяснить, о чем рисунок, проявить заинтересованное внимание к рисунку, не давать негативной оценки. Цель художественных занятий не должна состоять в максимально ускоренном обучении их рисованию – в этом случае отношение к миру у ребенка останется неразвитым.

Существует много нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, но с малышами выбирали те, которые позволяют быстро достичь желаемого результата, чтобы у них не пропал интерес.

Какие же способы рисования можно использовать с детьми:

Рисование ватными палочками; «Зимнее дерево»

Рисование ватными палочками – весьма необычная техника, интересная малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи.

Рисование коктейльной трубочкой; «Праздничный салют»

Научить детей рисовать праздничный салют, используя нетрадиционную технику рисования штампы трубочками для коктейля.

Рисование песком и клеем; Рисование песком "Варежки" здесь задача педагога развивать навыки рисования декоративного узора, геометрических фигур, других элементов декоративной росписи.

Рисование листочками; Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие, гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Кляксография;

Малыши с интересом ставили на листе бумаги кляксы и получали забавный рисунки: бабочки, зайчики и тд.

Технология выполнения интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, непосредственно, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию творчества. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

2. Лепка.

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Василий Александрович Сухомлинский.

Лепка очень полезна для ребенка, она развивает мелкую моторику, и к тому же пробуждает творческие способности детей и позволяет малышу проявить всю его фантазию.

Занятие лепкой воспитывало в детях терпеливость, упорство, старательность, внимательность. Мы узнали, что из пластилина можно сделать картину. Технология изготовления пластилиновой мозаики крайне проста – из пластилина вылепляются мелкие шарики, которые укладываются на лист картона по заданному рисунку вплотную друг к другу. Такая работа требует усидчивости и аккуратности.

3. Взаимодействие с родителями.

Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций у ребёнка и создает в семье особо теплую атмосферу. Дети обожают фантазировать и мастерить. Для создания творческой атмосферы в семье необходимо создать условие для свободного творчества ребенка. Родители должны учиться понимать своего ребенка. Приобщаясь к детскому творчеству, приобретают практические умения, благодаря которым они могут вместе с детьми заниматься и творить. Если ребенок проявляет творческую инициативу, поощряйте ее. Помогите воплотить его фантазию в жизнь. Самое главное условие вашего совместного творчества – не нужно заставлять, но и не нужно делать все за него! Организуйте правильно творческий процесс и получайте от него удовольствие! Дети очень любят выполнять задания совместно с родителями, неважно какие. Ведь в совместной деятельности укрепляются дружеские отношения между детьми и родителями, ребенок видит, что родитель доверяет ему, и малыш старается оправдать это доверие. Малыш получает уверенность, что все получиться, только надо научиться.

Забавно наблюдать, как родители, помогая детям, так увлекаются творчеством, что сами становятся детьми: будто впервые узнают, что из бумаги можно мастерить интересные поделки, красками можно сделать мир ярче, а клеем можно слепить не только бумажные детали поделки, но и пальцы. Радость, интерес, восторг — все это делится пополам. И от этого увеличивается вдвое. Вы становитесь частью его жизни, не той где мама и папа заботятся: поел ли? поспал? тепло ли оделся? А той где ребенок — маленькой создатель. Где он сам придумал! Сам сделал! Он уже взрослый, у вас появляются общие радости и вопросы: как сделать лучше, вкуснее, красивее? как скрепить детали? как заставить самодельное радио работать? И много-много других взрослых вопросов!

Заключение:

Детское творчество является уникальным. При проявлениях творчества у детей необходимо развивать его, относиться бережно к результатам творчества, создавать специальные условия для его стимулирования. Только при соблюдении педагогических условий мы можем добиться от детей проявления творческой активности, не загубив ее на корню.

Дошкольникам доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, они готовы многократно повторить то или иное действие и чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»Консультация «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТОПОЛЁК» Консультация «Экологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие креативных способностей младших дошкольников средствами изобразительной деятельности
Опубликовано: 8 марта 2025 в 20:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие креативных способностей младших дошкольников средствами изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Русудан Джанашия (УИ 526854) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД