Ольга Борисова
Развитие креативных способностей дошкольников посредством творческих заданий в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие креативных способностей дошкольников средствами творческих заданий в образовательной деятельности
Борисова О. В.
Одна из главных задач воспитания в дошкольном учреждении - развитие креативной личности, способной взглянуть на проблему нестандартно, отличающейся любознательностью, инициативностью, способной найти индивидуальное решение вопросов, высказывать оригинальные гипотезы и идеи. Одним из эффективных средств развития креативной личности, воображения, дивергентного мышления являются творческие задания. Данный вид деятельности обуславливает особое взаимодействие педагогов и детей на базе свободной творческой атмосферы, поощрения детской инициативы и любознательности, свободы выражения своего мнения, стремления к самовыражению и оригинальности.
Публикация «Развитие креативных способностей дошкольников посредством творческих заданий в образовательной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Грамотно организованные творческие задания способствуют развитию у детей творчества, оригинальности мышления, образной памяти, умения находить свое собственное решение, умения отстаивать свою точку зрения, импровизировать, способности к выразительному движению, целеустремленности, способности доводить начатое дело до конца, умения продолжать работу, несмотря на сложности и неудачи, умения решать творческие задачи.
Они позволяют детям научиться преодолевать стереотипы мышления, разные комплексы и побудить их индивидуальные творческие способности : танцевальные, актерские, музыкальные, живописные, поэтические и т. д.
Для развития креативного мышления дошкольников посредством творческих заданий в ДОУ необходимо решать ряд задач :
1. Создавать необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности,
индивидуальности;
2. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка;
3. Формировать ситуации успешности для каждого ребенка;
4. Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях;
5. Формировать в детях устойчивое отношение к творчеству.
Развитие любых способностей, в том числе и креативных, можно представить в виде выполнения определенных творческих заданий. И. Э. Унт, определяет творческие задания как "…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое".
Эффективность развития способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Предложенные задания предполагают использование в творческой деятельности дошкольников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования.
Между тем для эффективного развития креативных способностей дошкольников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.
Можно выделить следующие требования к творческим заданиям :
• открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
• соответствие условия выбранным методам творчества;
• возможность разных способов решения;
• учет актуального уровня развития;
• учет возрастных особенностей дошкольников.
Учитывая эти требования, строится система творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей дошкольников в учебном процессе.
Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты.
Системообразующий фактор - личность ребенка: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт.
Особое внимание уделяется творческой деятельности самого дошкольника. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее - является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ребенка в результате его деятельности.
При отборе содержания для системы творческих заданий учитывались 2 фактора:
1. то, что творческая деятельность дошкольников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,
2. творческие возможности содержания учебных программ ДОУ.
Содержание представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.
Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности дошкольников, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления ребенком субъективного творческого опыта.
1 группа - "Познание".
Цель - накопление творческого опыта познания действительности.
Приобретаемые умения:
• изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков - цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;
• рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;
• моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.
2 группа - "Создание".
Цель - накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений.
Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:
• получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;
• ориентирование на идеальный конечный результат развития системы;
• переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.
3 группа - "Преобразование".
Цель - приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений.
Приобретаемые умения:
• моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);
• моделировать изменения внутреннего строения систем;
• учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.
4-я группа - "Использование в новом качестве".
Цель - накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений.
Приобретаемые умения:
• рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;
• находить фантастическое применение реально существующим системам;
• осуществлять перенос функций в различные области применения;
• получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.
Начинать развивать творческие способности детей посредством творческих заданий рекомендуется с организации специальных игр с детьми, направленных на развитие воображения, интонации, мимики, пантомимики и артикуляции. Это мини-игры, которые могут быть использованы согласно комплексно-тематическому плану работы во время проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, экологией; во время проведения физкультминуток, т. е. во всех формах педагогического процесса.
Творческие игры упражнения
Игры-имитации
- Имитация действий, эмоций людей, сказочных персонажей, животных, особенностей поведения. Например, храбрый петушок, неуклюжий медведь, грустный зайчик, хитрая лиса, радостный медвежонок. Дети в процессе изображения разных персонажей учатся азам перевоплощения.
Творческие игровые ситуации
"Веселая рыбалка", "День рождения у мишки", "Играют зайки на лужайке и вдруг появляется волк, который хочет поймать их всех", "Цирк зверей".
Игры-импровизации под музыку ("Снежинки медленно падают или кружатся в снежном вихре", "Разноцветные бабочки порхают с цветка на цветок"). Дети с радостью создают образы согласно темпу и настроению музыки.
Этюды-импровизации
"Надо съесть кашу, которая не нравится", "ученый-изобретатель машины времени", "инопланетянин в детском саду" и т. д.
В процессе организации таких игр-упражнений нужно обращать внимание на применение жестикуляции, мимики, движений и средств выразительности: темп, ритм речи, особенности голоса, которые помогают передавать многообразие оттенков чувств (радость, обиду, удивление). Детям помогают перевоплотиться в образ элементы костюмов, декораций, которые они выбирают сами для своих игр. Каждый ребенок проявляет характер героя по-своему, выражая свою индивидуальность и творческие способности. Когда ребенок говорит от имени определенного лица, то он быстрее раскрепощается, общается с партнером по этюду или игре. Даже самый пассивный ребенок после исполнения даже незначительной роли начинает проявлять активность, у него возникает радость творчества.
Инсценировка фрагментов песен и художественных произведений
Следующий этап развития творческих способностей личности - нужно переходить к инсценировке фрагментов авторских и русских народных сказок ("Теремок", "Колобок", "Как цыпленок голос искал" и т. п.).
Нужно проигрывать фрагменты сказок с разными детьми, чтобы развивать их разносторонне в процессе театрализованной игры. Такая игра раскрывает индивидуальность каждого ребенка. Благодаря обмену ролями дети начинают осваивать новые роли, подбирая самостоятельно способы выразительности, которые свойственны определенному образу, его эмоций, черт характера и переживаний.
Дети на этом этапе начинают ярче проявлять свое творчество в музыкальных композициях. Здесь задача усложнена проигрыванием роли без слов, являющихся мощным выразительным средством, но зато он может проявлять свои способности движениями, опираясь на музыку.
Инсценировка детских песен
"Лев и брадобрей", "Три поросенка", "Лягушки" и т. д. Движениями и пластикой тела дети передают эмоциональный окрас песен.
В результате применения подобных игр дети приобретают большую уверенность, а их движения - гибкость, выразительность и подвижность.
Творческие способности детей развиваются также благодаря их участию в подборе необходимых костюмов для героев, атрибутов для игры. А иногда дети участвуют и в изготовлении атрибутов, костюмов и расстановке декораций.
Дети самостоятельно разыгрывают небольшие сценки и представления, используя пальчиковый театр, театр на ложках, настольный театр и т. д.
Чтобы театрализованные игры были эффективны для развития творчества детей, нужно правильно организовать предметно-развивающую среду : костюмы, детали которых могут применяться для разных персонажей, т. е. такие костюмы, которые можно использовать в разных вариантах;
Театральные ширмы и разные атрибуты для игр по разным сюжетам, декорации, наличие разных видов театров и материалов к нему; наличие творческих мастерских в группе, где дети могут готовить все необходимое для своих творческих игр, осуществлять свое видение оформления инсценировки или спектакля.
Развитие творческих способностей детей в ходе постановки спектакля
Условия:
Свободный выбор деятельности, методов осуществления личного замысла;
Формирование атмосферы эмоционального комфорта личности для ребенка;
Обогащение предметно-развивающей среды, ее насыщенность, разнообразие;
Создание воспитателем положительной мотивации, поддержка творческих начинаний дошкольника,
отсутствие критики.
Дети при подготовке к показу спектакля получают возможность попробовать сыграть любой образ, который им понравился. Каждый ребенок по-своему отображает особенности характера героя, а обращая на это внимание, дети перенимают друг у друга мимику, жестикуляцию, ритм и темп речи, которые максимально выражают образ героя.
В спектакле должны играть все дети из группы. Сначала эта роль будет незначительной, маленький, но она доставит ребенку невероятную радость от участия в коллективном творчестве и будет способствовать обогащать личный опыт ребенка, поможет самым робким и стеснительным детям преодолеть неуверенность в себе и робость.
Дети с удовольствием обсуждают, выбирают и изготавливают декорации для спектакля, элементы костюмов; рисуют и придумывают афишу спектакля, разрабатывают пригласительные билеты.
Театр, будучи синтезом разных видов искусства: литературы, музыки, живописи, танца, предоставляет детям возможность проявить личные творческие способности в разных областях. Результат - формирование креативных качеств личности и креативного мышления :
Отсутствие стереотипов в мышлении - оригинальные, новые, нестандартные идеи, которые не совпадают с общими принятыми стандартами и нормами;
Способность создавать большое разнообразие замыслов;
Творческое воссоздающее воображение;
Способность ассоциировать неоднородные понятия;
Мобилизация генерации идей;
Творческое воображение;
Совершенствование изначального замысла в ходе детализации;
Умение использовать известные предметы по-новому, действовать с ними по-новому.
Итак, можно сделать вывод, что эффективность методики творческих заданий для развития креативности личности ребенка, доказана на практике. Дети в группах, где внедряется данная методика, показывают более высокий уровень развития креативных способностей. Они чаще принимают нестандартные решения, владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в своих суждениях, упорством и инициативностью.