Татьяна Рубцова
Развитие креативности студентов педагогических специальностей как основа профессионального развития
▼ Скачать + Заказать документы
Статья "Развитие креативности студентов педагогических специальностей как основа профессионального развития"
Изменения в обществе и системе образования повышают требования к подготовке студентов педагогических специальностей. Развитие креативности и творческой индивидуальности будет способствовать повышению компетентности и профессионализма будущих педагогов.
Публикация «Развитие креативности студентов педагогических специальностей как основа профессионального развития» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Система образования требует подготовки педагога нового типа, способного эффективно и продуктивно работать в условиях, которые постоянно изменяются. Педагогу сегодня необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой основе. Для того, чтобы адекватно реагировать на постоянные изменения, человек должен активизировать свой творческий потенциал, развивать в себе такое качество, как креативность.
Понятие креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека, его способность отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые варианты решения проблем. Креативность, также можно определить как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, осознанию и развитию своего опыта.
Профессиональная подготовка студентов педагогических специальностей наравне с формированием таких качеств и навыков, как владение теоретическим материалом и навыками практической работы, умением поддерживать контакт с окружающими, открытостью и доброжелательностью, предполагает развитие их креативности.
Значительный вклад в развитие проблемы креативности внесли как отечественные (СЛ. Рубинштейн, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, A.B.Морозов., так и зарубежные исследователи (Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, С. Медник, Р. Мэй, А. Маслоу, К. Роджерс).
Выявлены основные критерии креативного развития студентов, с учетом их степени готовности к принятию и освоению будущей профессии :
• неординарное решение творческих задач;
• открытость новому опыту;
• рост творческого потенциала;
• способность к концентрации;
• эмпатия;
• низкий уровень тревожности;
• чувство юмора;
• заинтересованная вовлеченность в учебный процесс.
Важно также обратиться к специфике педагогической креативности.
Педагогическая креативность состоит из коммуникативной и дидактической. Коммуникативная креативность опирается на диалог и импровизацию, а дидактическая креативность включает в себя объем накопленных знаний и традиций, также способность к новаторству.
Составляющие коммуникативной и дидактической креативности являются основой педагогических способностей. Педагогические способности влияют на способность к педагогическому творчеству, которая в свою очередь развивает интуицию.
Прежде всего, востребованными в педагогической среде являются следующие продукты новизны:
1. Дидактическое изобретение.
2. Совершенствование теории.
3. Педагогическое изобретение.
4. Педагогическое открытие.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий:
1. Временная «спрессованность» творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени.
2. Сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов.
3. Отсроченность результата и необходимость его прогнозирования.
4. Атмосфера публичного выступления.
5. Необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
Первая группа условий связана с субъектами развития и саморазвития. В структуре этой группы условий выделим следующие компоненты:
1. Психофизиологические особенности (включая ведущие репрезентативные системы).
2. Врожденные особенности (в том числе, задатки).
3. Возрастные особенности и связанные с ними сензитивные периоды в развитии различных видов креативности - важное педагогическое условие.
Именно наличие первой группы условий необходимо человеку на этапе выбора профессии педагога, воспитателя ДОУ.
Таким образом, условиями, необходимыми для формирования креативности, являются:
• благоприятная психологическая атмосфера;
• стремление студента к формированию собственной креативности;
• применение активных форм (презентация, демонстрация, доклад, сочинение виртуального компьютерного произведения, инсценирование) и методов (метод проектов, фреймов, «мозговой штурм», эвристические методы решения задач).
Необходимо управлять творческим процессом, создавая соответствующие условия для раскрытия творческой индивидуальности личности студентов педагогических специальностей, развивая интеллект, эмоции, воображение, общение, отношения.
Литература
1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 176с.
2. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — С. 123–132.
3. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности /Лариса Максимовна Митина - М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК", 2002. - 400 С.