Мария Егоркина
Развитие креативности дошкольников посредством театрализации
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие креативности дошкольников посредством театрализации. (Статья из опыта работы).
Креативность – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Развитие креативности посредством театрализации в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Публикация «Развитие креативности дошкольников посредством театрализации» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дети дошкольного возраста любят участвовать в инсценировках, сценках, в театрализованных постановках. Они с увлечением поют, танцуют, сочиняют сказки и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличием эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления креативности требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание. Поэтому нужно использовать музыкально-дидактические игры, ТРИЗ, которые обеспечивают овладение умением наблюдать, анализировать, сравнивать и т. п.
Эмоции воздействуют на все составляющие процессы познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. От эмоционального отношения ребенка к взрослому, к творческому заданию, которое он предлагает, и от того, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, зависят в целом возможность и качество влияния театральной деятельности на умственное воспитание ребенка. Дети лучше запоминают, мыслят, фантазируют, у них формируется заинтересованное отношение к занятиям.
С целью изучения особенности восприятия музыкальных произведений детям предлагаются следующие задания и игры:
1. Прослушать музыку Г. Свиридова «Метель».
2. Мысленно нарисовать картину и проиграть на музыкальных инструментах.
3. Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).
4. Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.
5. Пластикой показать, о чем эта музыка.
Или, например, с целью научить импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра.
Ребенок должен спеть свое имя с точной эмоциональной окраской, чтобы дети могли ее различить: задорную, робкую, испуганную или веселую интонацию. Создать игровую ситуацию, которая будила бы воображение детей. Например: «Волк поет свою песню на у-у-у. Он голодный и злой. (Ребенок импровизирует). А теперь он качает своих волчат и поет им спокойную и ласковую песенку».
Игра-фантазия «Я садовником родился».
Цель: Развивать слуховую и зрительную память, воображение, выразительность интонаций.
Познавательный характер: знакомство с названиями цветов, их внешним видом и профессией садовника.
Ход. Карточки с нарисованными или наклеенными на них изображениями цветов: ромашка, василек, мак, роза, тюльпан и др.
Выбирается ведущий из детей, исполняющий роль Садовника, остальные участники – цветы.
Дети, изображающие цветы рассаживаются на полу по кругу, внутри круга – Садовник. Садовник исполняет песенку, ходит между цветами, изображая, как он за ними ухаживает: поливает из лейки, рыхлит почву. Цветы медленно поднимаются, «расцветают», раскачиваются от легкого ветерка. Дети, фантазируя, придумывают движения, каждый – «своему» цветку.
По окончании песни Садовник встает в центр круга и закрывает глаза. Воспитатель тихонько дотрагивается до плеча одного из Цветов. Он откликается, например: «Ромашки!» Или: «Васильки!» Если Садовник угадывает имя окликнувшего ребенка, то занимает место Цветка, а Цветок становится Садовником. Цветы должны обязательно изменять свои голоса, представляя, как бы мог отозваться тот или иной цветок.
Песня Садовника: Я садовником родился
И с цветами подружился.
Я собрал большой букет,
Только в том букете нет…
Игры на развитие мышления – ТРИЗ.
Цель: Формировать восприятие, внимание, наблюдательность, элементы интуиции.
Ход. Изучить с ребенком представленные маски. Ребенок, сам должен разобраться, какие чувства выражены на этих лицах. Предложить самостоятельно сделать вывод о настроении какого-нибудь человека.
«Прочитай» маму.
- Посмотри на меня внимательно и скажи: «Какое у меня сейчас настроение? Какое было вчера? Какое настроение будет вечером? Почему ты так думаешь?»
Игра «Хорошо - плохо».
Для игры предлагается объект или явления, имеющие для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающие у него стойкие положительные или отрицательные эмоции. Например: громкая музыка.
- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь.
- Плохо, если ночью – мешает спать.
Креативность у детей проявляется и развивается на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних возникают страхи, срывы, а у других наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через творческую игру. Игра – наиболее доступный и интересный для ребенка способ впечатлений. Детство проходит в мире игр. Игры можно рассматривать как импровизацию, или когда сам ребенок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду, возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, т. е. самовыразиться. Каждый ребенок играет свою роль по-своему. Поэтому, в детском саду театрализованная деятельность – это удел детского театра. Что поможет сформировать правильную модель поведения, повысить культуру ребенка, познакомить правилами этикета, обрядами, традициями. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжет имеет общую структуру: замысел, сюжет, содержание. Креативность проявляется в том, что ребенок художественно передает замысел, варьирует свое поведение. В игре ребенок побуждает к неформальному общению, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности : мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого используются этюды, тренинги, упражнения, которые способствуют развитию навыков театральной игровой деятельности.
Игра «Кто живет в домике?».
Методика проведения. Дети стоят в обручах-домиках. Они играют роли зверей. В одном зайцы, в другом – волки, в третьем – лошадки. Под музыку дети выбегают в общий круг и танцуют, используя характерные для своего образа движения. Как только музыка кончается, все участники должны занять свои домики.
После игры педагог предлагает детям встать в общий хоровод «С нами пляшут звери!»
Дети. В круг, ребята, становись
(Дети берутся за руки и идут по кругу).
И друг дружке поклонись.
(Кланяются друг другу).
Топни каблучками,
(Ставят руки на пояс и топают каблучком).
Потанцуй-ка с нами.
(Выходят плясать по очереди звери).
Волки в хороводе нашем.
Только нет медведя –
Он ушел обедать.
В круг, ребята, становись,
(Идут по кругу).
И легко покружись.
Вот в платочках, с прибауткой
(Выходят зайки в платочках).
Заплясали зайки.
Вышел конь ретивый,
(Выходит конь и бьет копытом).
Вьется его грива.
Приходи, честной народ,
В наш веселый хоровод!
Творчество, формируется теми же средствами, что и воображение (игра, творческие задания, игровые ситуации, общение и др., поэтому воображение составляет основу креативности. Оно рождается и развивается, прежде всего, в игре. А так как игра ребенка направлена на познание мира, то и воображение дошкольника выступает в своей познавательной функции: с одной стороны, она позволяет перекидывать «мостики» между самыми отдаленными предметами, открывать в них похожее, с другой – строить игровую ситуацию, в которой только и возможно освоение вполне определенных, реальных действий.
Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, можно использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
Наибольший эффект дают такие методы развития креативности, как: творческие задания; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; этюды, упражнения.
Для раскрытия креативных способностей детей в театрализованной деятельности, также используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Широко применяются и игры-драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребенок. Все эти забавы не только способствуют развитию креативности детей, но и тренируют память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.
Этюд «Ласка».
Цель: Воспитать добрые чувства.
Ребенок гладит и прижимает к себе собачку. Собачка прыгает от счастья, ластится.
Этюд «Такая разная музыка».
Цель: Научить детей управлять выражением лица, с помощью мимики выражать свои чувства.
Дети слушают музыку, различную по характеру: грустную, веселую, взволнованную, мрачную. Глядя в зеркало, в соответствии с настроением музыки, дети ярко, преувеличенно выражают свои эмоции в мимике.
Игры-Драматизации.
Цель: Побуждать детей к сочинению своего ответа с импровизацией мелодии.
1. Музыкальный диалог.
Два цыпленка под веревкой
Машут крыльями неловко:
Ах, какой большой червяк!
Предполагаемый ответ: («Это не червяк»).
2. Музыкальная импровизация.
В руки палочки возьми,
Мишкам спеть ты помоги,
И мелодию лесную
Ты ритмично простучи.
(Повтори ритм на металлофоне).
3. Развитие песенного творчества.
Пропеть диалог: «Оля, где ты?» - «Я здесь».
(С веселыми и ласковыми интонациями).
Пантомимы.
Цель: Научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение.
1. У нас под крышей
Белый гвоздь висит (руки подняты вверх).
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет. (расслабленные руки падают вниз, присесть).
2. «Мы в лесу».
Звучит «Сладкая греза» П. И. Чайковского. Все дети выбирают себе образ на заданную тему, придумывают сюжет и воплощают его в движениях. Музыка остановилась, и дети остановились, взрослый задает вопросы детям.
- Ты кто? – Жучок. – Что делаешь? – Сплю, и т. д.
Развитие креативности посредством театрализации – это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу, синтезу, эмоциональным переживанием, развитию творческой активности детей. Такая деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корректирует в разных сферах психической деятельности.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. Воспитание ребенка посредством театрализации позволяет обратиться не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития креативности. Ведь театрализация представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.
Список литературы:
1. Ананьев Б. Г., Дьяченко О. М., Чумичева Р. М., Казакова Т. Г, Ушакова О. С. Методическое пособие для воспитателей детских садов по курсу «Развитие творчества». Наука, 1997г. 220с.
2. Антипова Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – (Серия «Вместе с детьми»). Игры, упражнения. ТЦ Сфера, 2003 г. 56 с.
3. Ветлугина Н. А. Воображение и творчество в дошкольном возрасте – М. : Просвещение, 1981 ,126с.
4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников – методические рекомендации, конспекты занятий, сценарий игр и спектаклей – Москва «ВАКО» 2007 г. 80с.
5. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников – Москва, 1998 г. 268 с.