Анна Зайцева
Развитие координации у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор-составитель:
старший методист
Зайцева Анна Николаевна
Развитие координации у детей дошкольного возраста.
К дошкольному возрасту относится период от 3 до 6—7 лет. Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другими видами деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.
Публикация «Развитие координации у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2022
У детей в возрасте от 3 до 6 лет заметно увеличиваются сила, скорость движений, улучшается их координация — важнейшие компоненты любого вида двигательной активности. В эти годы дети учатся выполнять движения с большей скоростью и более быстрой реакцией. К 4 годам у детей усиливается чувство равновесия. Некоторые дети могут в 5 лет выполнять одновременно два и более видов двигательной активности, например: бежать подпрыгивая, и подбрасывать вверх или ударять об землю мяч.
В этом возрасте родители, стараются отдать детей в секцию или кружок. Самым распространенным видом деятельности является танцевальный кружок. В наше время танец выполняет не только развлекательные функции. Он дарит здоровье, возможность найти друзей, позволяет выразить себя через движения, повышает физическую работоспособность. Занятия танцами улучшают осанку, фигуру, координацию движений, укрепляют сердечно-сосудистую, дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат, регулируют нервную и иммунную системы.
Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации : нервную, мышечную, двигательную. Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т. п. Они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.
В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которые обеспечивают устойчивость тела (при ходьбе, беге, прыжках и других движениях).
Двигательная координация - процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременно и последовательно).
Для исполнения всех движений необходима правильная постановка спины, помогающая учащемуся приобрести устойчивость – апломб. Основной характеристикой равновесия или апломба является устойчивость. «Стержень апломба – позвоночник» - так говорит А. Я Ваганова в своей книге «Основы классического танца», но важную роль для устойчивости играют хорошее зрение, нормальная работа вестибулярного аппарата, координация, общее хорошее физическое развитие и здоровая нервная система. На устойчивость так же влияет и проекция общего центра тяжести. Чем ближе к опоре центр тяжести тела и чем больше ее площадь, тем выше устойчивость.
При обучении ребенка танцу необходимо знать, к какому типу высшей нервной деятельности относится психика того или иного ребенка.
Существует четыре типа высшей нервной системы деятельности человека:
• сильный, неуравновешенный (безудержный);
• сильный, уравновешенный, инертный (медлительный);
• сильный, уравновешенный, подвижный (живой);
• слабый.
В соответствии с этими типами ставились четыре темперамента, описанные еще в античности:
• холерический;
• флегматический;
• сангвинический;
• меланхолический.
Темперамент холерика – сильный, неуравновешенный (безудержный)
Темперамент сангвиника - сильный, уравновешенный, подвижный (живой)
Темперамент флегматика - сильный, уравновешенный, инертный (медлительный)
Темперамент меланхолика - слабый.
Наиболее подходящими для занятий танцами из четырех типов темпераментов принято считать холериков и сангвиников, флегматики требуют, особых индивидуальных занятий.
По сути, координация и равновесие танцовщика – это и есть фундаментальный принцип «стабильности» его исполнительского мастерства, критерии того, насколько он владеет свои телом и танцевальным искусством. При этом совершенно не важно, распределяется ли вес его тела на обе ноги или же из них опорной является одна.
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей. Значимость воспитания этих способностей объясняется четырьмя основными причинами.
1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
2. Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
Танцы идеально подходят для того, чтобы потратить избыток энергии. Довольны будут не только дети, но и родители! Одним словом, на сегодняшний день выполнение танцевальных упражнений детьми-дошкольниками является неотъемлемой частью их физического и умственного развития.
Список литературы
Р. Х. Яруллин. Физические способности человека как генетические и социально обусловленные различия в проявлении его физических свойств // Теория и практика физической культуры. – 1995. - № 7. С. 39-40
Филиппова, И. В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / И. В. Филиппова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 30-33. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/941/ .
А. В Ковалева «ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ», 2018
(https://studme.org/219410/meditsina/fiziologiya_vysshey_nervnoy_deyatelnosti_i_sensornyh_sistem)