Ольга Туева
Развитие конструктивного мышления детей дошкольного возраста через оригами
РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРИГАМИ
Проблема развития мышления и конструктивных способностей дошкольников в детском саду на современном этапе приобретает особую актуальность и значимость. В старшем дошкольном возрасте важно развивать у детей необходимые психические процессы, умения, навыки, так необходимые дошкольнику при переходе на следующую ступень образования, а также реализовывать требования ФГОС ДО, особенно это важно при подготовке детей к школе.
Публикация «Развитие конструктивного мышления детей дошкольного возраста через оригами» размещена в разделах
- Животные. Оригами для детей
- Мышки. Оригами
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Под конструктивным мышлением детей старшего дошкольного возраста В. А. Моляко понимает «умение видеть объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение делать в уме объект как бы прозрачным, не теряя при этом контуров составных частей, т. е. (из математики) умение видеть невидимые линии и части, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать)» [5, с. 34].
Как свидетельствуют данные исследований З. В. Лиштван, М. Вертгеймера, Начиная с раннего младшего возраста, дети приступают к первоначальным постройкам, строят пирамидки, дорогу и другие постройки; в этом возрасте начинаются первые предпосылки к развитию конструктивного мышления. В старшем дошкольном возрасте конструктивное мышление достигает самого большого развития [1; 4].
Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение. Конструктивное мышление тесно связано с пространственным мышлением, под которым понимается умение строить модель в уме и мысленно выполнять ее преобразования по заданным параметрам (перемещения, сечения, трансформации). Таким образом, в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления.
В настоящее время отмечается влияние именно продуктивных видов деятельности: рисования, лепки, прикладного творчества на развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображение, а также ручной умелости. Особым средством развития конструктивного мышления детей дошкольного возраста является занятия изобразительной деятельностью и конструирования в ДОО, а среди эффективных средств выделяется техника оригами. Как указывает И. Капитонова, оригами – это вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц [3].
В исследованиях целого ряда отечественных педагогов (Е. В. Казьминой, 3. В. Лиштван, И. Капитоновой и других, посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. Занятия оригами в условиях ДОУ расширяют круг интересов детей, сближают их, воспитывают коммуникативные качества, развивают творческий вкус и фантазию, аккуратность; формируют положительное отношение к себе, другим людям, знакомят с окружающим миром. Систематически используя оригами в образовательной и свободной деятельности детей, педагоги отмечают совершенствование мелкой моторики пальцев рук ребят, а также, что не менее важно, дети становятся более внимательными и организованными [2; 3; 4].
Опыт собственной педагогической деятельности позволяет отметить, что используемая техника «оригами» в процессе прикладного творчества и конструирования является нетрадиционной для детского сада. При этом развивающий потенциал данной техники огромен, его трудно переоценить.
В качестве примера приведем тематику занятий «Оригами» в старшей группе ДОО: «Знакомство с условными знаками и приемами оригами»; «Бумага. Учимся складывать», «Базовая форма «Треугольник»; «Базовая форма «Воздушный змей», «Базовая форма «Книжечка», «Базовая форма «Конверт», «Базовая форма «Двойной квадрат», «Базовая форма «Рыба».
Планирование занятий с использованием техники «оригами» выстроено с учетом принципов развивающего обучения, начиная с 4– 5-летнего возраста. Но в каждом случае возрастной показатель начала занятий меняется и зависит от уровня развития у детей внимания и мышления. Очень важен индивидуальный подход к детям. Занятия проходят в форме игры. На занятиях дети не просто осваивают формальную технику складывания фигур из бумаги, а приобщаются к творческому акту восприятия и создания прекрасного. При проведении занятий с использованием техники «оригами» мы используем поговорки, пословицы, потешки. Это позволяет прививать у детей интерес к народному фольклору. Складывание сопровождаем пояснениями, точно определяющими действия.
Техника «оригами» является важным средством решения многих педагогических задач, в частности развития конструктивного мышления и мелкой моторики рук. Работы в технике «оригами» выполняются из бумаги, она проста к обработке. Превращение листа бумаги в игрушку воспринимается детьми как увлекательная игра. Дети не замечают, что в процессе складывания решают очень серьезные конструктивные и математические задачи: находят параллели, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многогранников, с легкостью ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику, воображение.
Также следует отметить, что занятия по технике «оригами» активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотношения наглядных символов со словесными и перевод их значения в практическую деятельность. «Оригами» совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
На занятиях «Оригами» создаются игровые ситуации. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания и воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.
Таким образом, конструирование фигурок оригами направлено на создание игрового образа путем складывания листа бумаги в определённой последовательности. В играх оригами открывается возможность развития конструктивного мышления, ребенок осваивает обобщённые способы создания конструкций, что позволяет ему, комбинируя разные способы, создавать конструкции творческого характера. Работа с бумагой способствует дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, связной речи.
Список источников:
1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с английского. Москва, 2017. 335 с.
2. Казьмина Е. В. Особенности использования оригами на занятиях изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии конструктивного и целесообразного мышления // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - [Электронный ресурс]. URL:https://scienceforum.ru/2017/article/2017039546 (дата обращения: 03.09.2024).
3. Капитонова И. Цепочки образов и оригами; складывание из бумаги // Дошкольное воспитание. 2020. № 4. С. 23-25.
4. Лиштван З. В. Конструирование: пособие для воспитателя детского сада. Москва, 2011. 68 с.
5. Моляко В. А. Психологическая система тренинга конструктивного мышления // Вопросы психологии. 2000. №3. С. 34-40.