Алсу Сулейманова
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности
Коммуникативные умения развиваются в процессе театрализованной деятельности и подготовке к ней. Между детьми складываются отношения сотрудничества, стремление к общению со сверстниками и является необходимым условием успешного осуществления самой деятельности.
Публикация «Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Одним из основных условий развития коммуникативных умений в театрализованной деятельности является развивающая среда. При этом предметно – пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность у детей, но и являться основой формирования взаимоотношений между детьми
Предметно – пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки. Кроме того, необходимо обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создаёт условие для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребёнком.
Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможности для моделирования и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям – в зоне театрализованной игры необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.
Только разумная организация и руководство театрализованной игрой поможет эффективно воздействовать на ребёнка с целью развития коммуникативных умений. Методы руководства направлены на то, чтобы способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребёнку, нетрадиционных методов взаимодействия с семьёй.
В итоге целостность педагогического процесса и форм его реализации, выступает как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
В соответствии со склонностями и интересами детей может быть организована работа разнообразных студий («Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.). Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся участники всех студий дошкольного образовательного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребёнок становится членом коллектива, объединенного единой целью.
Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию, ни в кой мере не сводятся, только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:
- развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
- создание атмосферы доброжелательности и получение радости от общения друг с другом;
- социально – эмоциональное развитие детей.
Как же развиваются коммуникативные умения в театрализованной игре?
Дети учатся воспринимать окружающих, присматриваются к людям в различных ситуациях, учиться понимать их настроение, характер. Всё это помогает найти правильный стиль и тон общения в той или иной ситуации.
Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.
В начале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. С этой целью педагогу необходимо давать детям творческие задания:
- изменить сюжет концовки;
- образы героев;
- изобразить персонажей, звукоподражанием;
- разыграть по ролям не только персонажей, но и то, что их окружает.
Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем – проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребёнку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителя – угадать эпизод, догадаться, о чём идёт речь.
Все эти приёмы стимулируют развитие мышления, фантазии, воображения, умения анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа.
Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведения, тем выше уровень организации театрализованных игр, поэтому при чтении необходимо широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
Следует отметить, что наибольшую ценность представляет, прежде всего, игры – импровизации по мотивам сказки. Именно в ней дети проявляют самостоятельность в наибольшей мере.
Один и тот же текст может быть инсценирован разнообразными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через собственные выразительные движения и речь. Использование различных видов театра, дают возможность действовать самостоятельно рядом со сверстником, не принимая на себя определенной роли.
Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами. Детям интересно учиться у взрослых, а взрослым – видеть, как быстро развиваются способности ребят, как из достаточно разрозненной группы складывается крепкий коллектив, с которым легко не только вести работу по драматизации и проводить другие занятия (дети становятся более дисциплинированными, умеют выражать свое мнение, чувствуют поддержку товарищей, но и воплощать самые смелые, простые, требующие высокой работоспособности, слаженности детского коллектива.
Таким образом, театрализованная деятельность, способствует тому, что у детей развивается умение строить диалог, пользуясь разнообразными средствами выразительности. Театрализованные игры, в которых дети, принимают на себя роли, помогают пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступать в разговор, поддерживать беседу, а также является эффективным средством воспитания уверенности в себе у детей малоактивных в общении. Грамотно организованная театрализованная деятельность становиться эффективным средством воспитания детей, поможет становлению творческой активности ребенка. Использование театрализованной деятельности в целях развития коммуникативных умений становиться возможным при выполнение следующих педагогических условий:
1. Создании соответствующей предметно - развивающей среды;
2. Целенаправленном и разностороннем планирование разных видов театрализованной деятельности;
3. Учёте индивидуальных особенностей, уровня развития коммуникативных умений.