Ольга Солдатова
Развитие коммуникативных качеств личности дошкольника с ОВЗ посредством реализации комплекса игр и упражнений, направленных
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных качеств личности дошкольника с ОВЗ посредством реализации комплекса игр и упражнений, направленных
Раздел I
Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Свою педагогическую деятельность Солдатова Ольга Ивановна и Литвинова Татьяна Даниловна осуществляют в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №32 «Дружные ребята» Старооскольского городского округа.
Публикация «Развитие коммуникативных качеств личности дошкольника с ОВЗ посредством реализации комплекса игр и упражнений, направленных» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В дошкольном образовательном учреждении реализуется адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с амблиопией и косоглазием, разработанная в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») и Примерной АООП ДО детей с косоглазием и амблиопией.
Общение является одной из важных человеческих потребностей.
Общительность, способность находить контакт с окружающими людьми - необходимое условие самореализации человека. Коммуникативная сфера ребенка опирается на речевые возможности, которые у дошкольников с ОВЗ имеют определенные проблемы. Дети младшего возраста с трудом вступали во взаимодействие со взрослым, контакты со сверстниками отсутствовали, чаще всего дошкольники предпочитали одиночные игры без речевого сопровождения. Если и использовали отдельные речевые высказывания, то это были односложные ответы на вопросы взрослого.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики с детьми старшего дошкольного возраста по определению коммуникативной сферы ребенка по методике, разработанной на основе концепции генезиса общения М. И. Лисиной [1], включающей три ситуации общения ребенка с взрослым. Каждая из ситуаций представляет собой модель определенной формы общения. Для выявления коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками использовалась методика «Картинки», предложенная Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной [2]. Диагностическое исследование по методике Л. А. Венгера «Дорожки» определяет уровень развития общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, определяющий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий [3].
Анализ результатов диагностики показал, что 46,2% (6 детей) умеют выполнять работу вместе под руководством взрослого, не вступая в конфликт, 54% (7 детей) детей не умеют договариваться с товарищами и у них низкий уровень развития коммуникативных умений.
Анализ диагностики мелкой моторики руки также выявил преобладание низкого уровня при выполнении заданий: 38,5 % (5 детей) затруднялись в «прокладывании» пути к домику по волнистой дороге, 46,2 % (6 детей) при работе карандашом применяли разный нажим, штриховка выполнена небрежно.
Учитывая результаты диагностики и то, что коммуникативная сфера и речевое развитие дошкольника напрямую зависят от развития ручного праксиса и тактильных ощущений, возникла идея создания системы игровых упражнений на развитие мелкой моторики рук у дошкольников в условиях детского сада.
Актуальность опыта
Коммуникативные качества личности ребенка напрямую связаны с развитием речи ребенка, которая, в свою очередь зависит от развития ручного праксиса и тактильных ощущений. Объединение в одно целое этой последовательной цепочки позволяет добиться не только развития речи ребенка, но и сформировать его коммуникативные качества, путем применения специально подобранных игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук. В процессе проведения таких занятий, следуя правилам игры, дошкольники разговаривают, общаются, помогают друг другу. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.
Ребенок с нарушенным зрением демонстрирует недоразвитие всех составляющих коммуникативного процесса. Зрительная система является именно тем наиболее предпочтительным, удобным и более информативным сенсорным анализатором, которым пользуется человек для познания мира и взаимодействия с ним.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков. Зрительный дефект затрудняет развитие коммуникативной и творческой деятельности детей этого возраста.
Таким образом, складываются противоречия между:
- необходимостью развития коммуникативных качеств личности дошкольника и наличием специфических особенностей развития детей с проблемами органов зрения,
- необходимостью развития речевого общения дошкольника посредством ручного праксиса и отсутствием разработанного комплекса таких игр и упражнений.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании коммуникативных качеств личности ребенка через создание игрового комплекса, направленного на развитие ручного праксиса и тактильных ощущений.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2015 года по май 2018 года.
Свою работу педагог строила в три этапа:
С сентября по октябрь 2015 года – Аналитико-диагностический. Проведение диагностики по выявлению знаний и практических умений, сбор информации и анализ методической литературы по теме, составление игрового комплекса, изготовление игр, пособий.
С ноября 2015 года по апрель 2018 года - Практический. Реализация составленного игрового комплекса (Приложение № 2, работы с родителями.
С апреля 2018 года по май 2018 года – Обобщающий. Проведение диагностики по определению коммуникативной сферы ребенка, подведение итога работы.
Диапазон опыта представлен игровым комплексом, направленным на развитие ручного праксиса и тактильных ощущений в образовательной деятельности при взаимодействии “Педагог – дети – родители”.
Теоретическая база
Дошкольный период необычайно значим для развития коммуникативных качеств личности ребенка, для процесса его социализации, который, по высказываниям Л. С. Выготского, рассматривается как “врастание в человеческую культуру” [3].
Общение — это взаимная передача информации при совместной деятельности людей. Общение дает возможность человеку оценить и познать самого себя через посредство других личностей. Коммуникация — это действие между партнерами по общению, состоящее во взаимном обмене информацией.
По Л. С. Выготскому ведущий вид деятельности дошкольников– игра.
В игре ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками, двигаться, манипулировать предметами и др.
По мнению Л. В. Мархадаева «игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [4].
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь, что является критерием коммуникативных навыков.
К сожалению, в последние годы у большинства детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, коммуникативные навыки развиты недостаточно, речь малыша малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам.
Изучением проблемы влияния развития мелкой моторики на уровень коммуникативного развития ребенка издавна занимались психологи, педагоги и методисты разных времен: Г. А. Кислинская [5], А. Р. Луриа [6] и др.
Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» [3].
Ручной праксис (от греческого praxis – действие) – способность выполнять руками последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выбранному плану.
Моторика это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.
Методологической основой опыта является методическое пособие Белой А. Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» [7], а также рекомендации Горбушкиной С. Б. об использовании игровых дидактических пособий в развитии ручной моторики у дошкольников [8].
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное.
Новизна опыта заключается в создании игрового комплекса, специально составленного для проведения игр и упражнений на развитие ручного праксиса и тактильных ощущений как небольшими группами сверстников, так и в партнерских группах разного возраста, способствующих формированию коммуникативных качеств личности дошкольника.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Данный опыт может быть реализован в дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным и адаптированным образовательным программам дошкольного образования, а также может быть использован в практике семейного воспитания с детьми дошкольного возраста.