калиненко
Развитие коммуникативной стороны речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Речь-ведущее средство общения!
Если у ребенка недостаточно
сформирована способность к
общению в детстве, то в дальней дальнейшем у него могут
возникнуть межличностные внутриличностные конфликты,
которые у взрослого человека разрешить,
произвести их коррекцию очень
сложно, а иногда и невозможно»
М. И. Лисина
Цель работы по развитию речи дошкольников – это умение ребенка посредством речи решать игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность.
Публикация «Развитие коммуникативной стороны речи дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Из чего состоит коммуникативный потенциал человека?
- уровень потребности в общении;
- наличие установки на общение с другими людьми;
- особенности эмоциональной реакции на партнера;
- собственное самочувствие человека в ситуации общения,
- коммуникативные способности.
Коммуникативные способности– это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность, значит, коммуникативные способности можно и нужно развивать. Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него сформированы коммуникативные способности. Но их необходимо поддерживать и развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. Конечно, это доступно и самому ребенку в его повседневной жизни, но мы взрослые должны помочь ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно. У ребенка надо сформировать умение не только отвечать на вопросы взрослого или сверстников, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Существует три основных аспекта, определяющие содержание по формированию коммуникативных качеств у детей :
«Я хочу!» - желание вступать в контакт с окружающими;
«Я умею!» - умение организовать общение (умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации);
«Я-знаю!» - знание норм и правил, способствующих общению.
К старшему дошкольному возрасту ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих чувств и желаний, может построить речевые высказывания в различных ситуациях общения, может выделять звуки в словах,у ребенка складываются предпосылки грамотности; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Практическое овладение нормами русской речи начинается с овладения диалогической речью, являющейся формой социального взаимодействия, которая необходима для обмена мыслями, впечатлениями между двумя или несколькими людьми. Сложность диалога для детей дошкольного возраста заключается в необходимости быстрого речевого реагирования, т. е. обдумывания своих реплик одновременно с восприятием чужой речи. Поэтому развитие диалогической речи предполагает овладение речевыми, невербальными умениями и правилами речевого этикета.
1. Речевым умения:
- слушать собеседника и правильно понимать его мысль;
- формулировать в ответ своё суждение;
- задавать вопросы;
- правильно выражать мысль посредством языка;
- менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
- поддерживать эмоциональный тон общения;
- следить за правильностью языковой формы, в котоую облекаются мысли;
- слушать свою речь и контролировать её нормативность, при необходимости вносить изменения.
2. Невербальные умения:
- уместное использование мимики, жестов, поз;
- умение понимать эмоции собеседника.
3. Правила речевого этикета:
- умение вступать в разговор (когда и как начать его со знакомыми и с незнакомыми людьми);
-способность поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, проявлять инициативу, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать своё отношение к предмету разговора, сравнивать, приводить примеры, возражать, оценивать);
- формы обращения к собеседнику (знакомство, приветствие, приглашение к разговору, привлечение внимания, просьба, согласие и отказ, жалоба, сочувствие, одобрение, поздравление, благодарность, прощание).
Диалогическая речь предполагает способность участвовать в коллективном разговоре. Она требует дополнительных умений:
- общаться для планирования совместной деятельности;
- обсуждать общие темы;
- сдерживать желание высказаться, ожидая своей очереди;
- найти место своей реплике в общем разговоре;
- следить за темой, не теряя нити разговора.
Монологическая речь предполагает последовательное, логическое развёртывание мысли в виде связного высказывания, содержание которого понятно из контекста. В дошкольном возрасте в процессе общения со взрослыми и сверстниками дети включают различные формы монологической речи : описания, повествования, рассказы-контаминации, элементы рассуждения. Монолог характеризуется целостностью (единством темы, особым структурным оформлением в зависимости от его типа, логикой (связностью, значительным по сравнению с диалогом объёмом единого высказывания, находить вербальные и невербальные средства выразительности, чтобы стимулировать слушателей и поддерживать у них интерес к своему рассказу.
Итак, свободное использование форм связной речи в процессе общения предполагает хорошее владение всеми сторонами речи : наличие богатого словарного запаса, освоение грамматически правильной речи, владение звуко- и словопроизношением, средствами эмоциональной, интонационной и лексической выразительности.
Таким образом, развитие связной речи обеспечивает формирование коммуникативно-речевой компетентности дошкольников, которая предполагает возможность посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: игровой, трудовой, бытовой, учебной.
Советы родителям по формированию адекватной оценки детей своим поступкам:
- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно.
- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает.
- поощряйте в ребенке инициативу.
- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка.
- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
- не сравнивайте ребенка с другими детьми.
Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка
«Имя» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.
Принципы общения с агрессивным ребенком:
- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;
- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость.
- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения.
- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его.
Застенчивость
Последствия:
- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;
- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;
- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.
Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».
Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»
Советы родителям замкнутых детей:
Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.
- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;